Модернизацию тепловоза ТЭМ-2 выполнили инженеры Шадринского автоагрегатного завода по проекту венгерской компании Woodward-Mega. Ничего старого, кроме нижней экипажной части, в машине не осталось. Оборудование полностью заменено на качественное европейское. Это второй день рождения ТЭМ-2. Срок его эксплуатации (32 года) продлен до 62 лет.
Всего на линию в НПР ежедневно выходит до 36 тепловозов. ТЭМ-2 используют не для перевозки составов с рудой, а в основном как маневровые. На подходе к критическому возрасту встал вопрос о замене, так как последние партии этих отечественных машин выпустили еще в 1980-е – начале 1990-х. Но купить аналогичные новые в России и непросто, и экономически невыгодно. Их выпускают лишь два предприятия: Брянский машиностроительный завод и Людиновский тепловозостроительный завод. Объемы, которые эти два завода могут осилить, не обеспечивают потребностей промышленных предприятий. Кроме того, производителям выгоднее работать с крупными заказчиками, такими как РЖД. Другим придется долго ждать своей очереди.
Нецелесообразность приобретения новых тепловозов сначала просчитали в Венгрии.
«Новые стоят очень дорого. Были произведены практические расчеты, которые показали, что значительно дешевле модернизировать старые тепловозы», – рассказал прилетевший в Норильск руководитель проекта по модернизации локомотивов компании Woodward-Mega Томаш Чиха.
Специалист из Венгрии отлично говорит по-русски, так как его мама родилась в России, а каникулы он проводил у дедушки и бабушки в городе Королеве. Небольшая компания Woodward-Mega уже более 20 лет занимается разработкой модернизации локомотивов. Начинали с тепловозов венгерских железных дорог, потом дали вторую жизнь тем, что тянут составы по Литве и Латвии. Венгры запускают свои проекты во многих странах. Позаимствовал опыт у Woodward-Mega и Шадринский автоагрегатный завод.
«Поначалу завод модернизировал свои собственные локомотивы, потому что тоже не можем купить новые, – рассказал заместитель технического директора по модернизации Шадринского автоагрегатного завода Александр Папировский. – Мы сделали проект, вдохнувший новую жизнь в старую машину, уникальный, единственный в России. Он предусматривает продление жизни локомотива в нашем случае до 62 лет, считая с момента постройки, и при этом мы получаем машину современную, с компонентами на 70% европейскими, надежными и качественными».
На сегодня порядка 75 таких локомотивов трудится на предприятиях холдинга «Уральская горно-металлургическая компания», в который входит Шадринский автоагрегатный завод. Модернизированные на ШААЗе машины бегают по рельсам в Сибири и Башкирии, на Крайнем Севере вариант глубокой модернизации локомотива ТЭМ-2 появился впервые. Он преодолел 4000 километров по суше и воде и теперь пройдет обкатку за Полярным кругом.
Собственно, от старого тепловоза осталась только рама, которую варили-лечили и восстановили все неисправные узлы, рассказал заместитель начальника участка ремонта локомотивов «Норильсктрансремонта» Александр Понамарев. Срезаны и заменены капот и дизель, появились два новых двигателя: один силовой, второй – на случай аварии. Для сохранения тепла воздуховоды машины теперь закрыты брезентовыми кожухами. Крыша и двери дизельной камеры изнутри покрыты дополнительной теплоизоляцией. Тепловоз оборудован системой подогрева топлива, появилась возможность подключить дополнительное оборудование, сметающее снег с железнодорожных путей.
Кабину тоже полностью модернизировали. Здесь все сделано для удобства машиниста. Тепло, отличный обзор, появились компьютеры, новая схемотехника, бытовые удобства в виде микроволновки и холодильника. Ремонтный персонал «Норильсктрансремонта» уже прошел обучение, готовится читать венгерские схемы.
На модернизацию тепловоза ТЭМ-2 ушло шесть месяцев. До конца года ожидается прибытие еще двух таких машин. В 2020 году «Норникель» планирует модернизировать еще четыре тепловоза ТЭМ-2.