Норникель

«Птицы очень хитрые животные»: как в аэропорту Норильска отпугивают пернатых

image

#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Не секрет, что самолеты и птицы зачастую сталкиваются на общей территории – в небе, как правило, эти «встречи» не приносят радость. Чаще всего из-за столкновения с пернатыми у воздушных судов повреждается двигатель и крыло, иногда – лобовое стекло, фюзеляж, стабилизатор, фара и шасси. Все это несет не только финансовый ущерб авиакомпаниям, но и подвергает опасности жизни людей. В ежедневной, насыщенной и сложной работе аэропортов большая роль отведена авиационным орнитологам, которые отпугивают незваных гостей. Корреспондент «Северного города» побывал в аэропорту Норильска и узнал, как специалисты борются с крылатыми гостями.

Бережно охраняет взлетно-посадочные полосы воздушной гавани инженер орнитологического обеспечения безопасности полетов аэродромной службы Сергей Перегонцев. Три года назад он с семьей переехал из Омска на Север, прошел переобучение в Санкт-Петербургском государственном институте авиации и занялся любимым делом.

«За два года я ни разу не пожелал, что выбрал именно эту направленность. Каждый день я с интересом приезжаю на работу. Главное – развиваться, познавать что-то новое. Например, я до сих пор продолжаю изучать флору и фауну тундры – это помогает мне в работе: я точно знаю, какие виды птиц и в какой период представляют опасность самолетам и когда необходимо быть начеку», – рассказал Сергей Перегонцев.

Собеседник провел нас в гараж, где показал первый метод отпугивания пернатых – чучело филина. Для птиц оно выглядит достаточно реалистично: крылья двигаются под воздействием ветра, что создает иллюзию полета совы. Увидев «парящего» над аэропортом хищника, птицы не подлетают близко, поскольку боятся погибнуть от его лап. По словам Сергея, в некоторых крупных аэропортах страны задействуют живых хищников, но в Норильске такой необходимости нет.

«У нас есть много других уловок, которые мы вам продемонстрируем. Живые хищные птицы – это серьезная работа, и нужны они там, где пернатых больше. У нас на Севере птицы представляют опасность лишь в определенные периоды», – отметил он.

Самый горячий сезон для авиационного орнитолога в Норильске – с конца мая по середину июня, и с конца августа по сентябрь. В это время перелетают массивные утки.

Представляют опасность и чайки: они хорошо владеют скользящим полетом, но перестроиться быстро во время внезапной опасности не умеют. Сергей Перегонцев говорит, что, как поведут себя птицы – не всегда спрогнозируешь.

«Все виды гусиных опасны для самолетов, они большие, массивные. Бдительны мы во время их весенней и осенней миграции. Также в летний период над аэропортом всегда летают чайки, например, в прошлом году мы отгоняли целую стаю, которая постоянно сидела на бетоне и грелась. Это лето выдалось холодным, поэтому их не особо видно».

После чучела Сергей показал нам зеркальные шары, установленные вдоль взлетно-посадочной полосы. На первый взгляд, весьма развлекательное сооружение, которое напоминает шары для дискотек, выполняет важную роль отпугивания птиц.

«Пернатые боятся неожиданных ярких бликов и улетают от источника неприятного света», – говорит специалист.

Еще одно эффективное средство – вертушки небольшой высоты, которые двигаются от ветра. Их форма в виде чашечек напоминает крылатым глаза хищных птиц.

Когда солнце заходит и над аэродромом сгущаются тучи, на помощь авиационным орнитологам приходят ракетницы – обычные сигнальные светошумовые устройства. Называются они «Сигнал охотника».  

«У каждого начальника смены есть такое устройство. Оно похоже на толстую авторучку, на которую накручивается патрон и стреляется вверх чтобы спугнуть птиц. Стреляет «Сигнал охотника» разными цветами: красным, желтым, зеленым», – пояснил собеседник.

Воздействуют на птиц в норильском аэропорту и с помощью звуков. Машина с биоакустическим отпугивателем проезжает по полосе перед каждым взлетом и посадкой воздушных судов и при необходимости включает сигнал. Пока в аэропорту есть всего одна звуковая дорожка, но в следующем году поступит новое устройство с восьмью звуками.

«Дело в том, что птица – хитрое животное, если пользоваться одним звуком, то она привыкнет и с четвертого раза уже не испугается. Мы заказали устройство, где восемь звуковых дорожек, оно поступит в 2022 году. Заранее мы прописали, какие птицы преобладают на нашей территории, а специалисты записали звуки хищников, которые отпугивают наших пернатых», – рассказал Сергей.

В более холодное время на территории аэродрома птиц практически не встретишь. Тем не менее орнитологи патрулируют территорию взлетно-посадочной полосы ежедневно в две смены.  

«Примерно в марте появляется ворона, а так, по орнитологическому исследованию выяснилось, что на нашей территории практически нет птиц», – отметил инженер орнитологического обеспечения безопасности полетов аэродромной службы Сергей Перегонцев.

Работе воздушной гавани самого северного промышленного мегаполиса страны могут помешать и дикие животные. Поэтому Сергей Перегонцев осматривает территорию на наличие не только птиц, но и песцов, лис, волков и других.

«Около трех недель назад мы наблюдали лису, в гости заходят и песцы, а однажды пришла росомаха. В таких случаях, служба авиационной безопасности проводит отстрел», – сказал собеседник.

К слову, следит служба авиационной безопасности за деревьями и кустарниками возле взлетно-посадочной полосы аэродрома. Их высота не должна превышать полутора-двух метров, а высота травы – 25 сантиметров.

За два года работы Сергея Перегонцева не было серьезных столкновений самолетов с птицами. В мае текущего года авиалайнер компании S7, следовавший по направлению: Новосибирск – Норильск, не смог вылететь обратно из-за повреждений в двигателе. Как оказалось, в него попала птица.

«Было проведено расследование, по итогам которого выяснилось, что птица столкнулась с самолетом не на нашей территории», – отметил орнитолог.

В завершение встречи Сергей Перегонцев заметил, что меры, принимаемые в аэропорту, гуманны и вполне эффективны. Об этом свидетельствует чистое небо без птиц, которое так ценят пилоты при взлете и посадке самолетов.

Ранее «Северный город» рассказывал, что аэропорт Норильска станет ключевым звеном проекта развития Арктики. Также мы писали, что воздушную гавань переведут на круглосуточный режим работы

Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram

Новости с пометкой «Норникель»

Читайте также

Смотрите также