#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Замене подлежат четыре каната, длина каждого из них – 1650 метров, вес – 13 тонн. Витые изделия стоят миллионы и требуют бережного к себе отношения.
Головные, они же подъемные, канаты меняют на скиповом стволе №3 (СС-3) рудника «Таймырский» Заполярного филиала «Норникеля». По стволу осуществляется подъем добытой руды на поверхность для дальнейшей переработки. СС-3 разделен на северную и южную части, по которым вверх и вниз со скоростью до 16 метров в секунду курсируют специальные емкости с рудой – скипы. Круглосуточно четыре скипа, каждый грузоподъемностью 28–30 тонн, поднимают на поверхность добытую горную массу для дальнейшей переработки на обогатительной фабрике.
Для стабильной и безопасной работы скипового подъема используются 14 канатов: восемь проводниковых, четыре подъемных и два уравновешивающих. Меняют их всегда комплектом по четыре штуки. Для каждого свой срок. Сейчас в южной части СС-3 ведется замена комплекта подъемных канатов.
Только один метр такого каната весит 8 килограммов, длина каждого из них – 1650 метров, общий вес – около 13 тонн. Соответственно, масса комплекта – почти 53 тонны. Новые канаты произведены фирмой CASAR в Германии. Срок их эксплуатации – до 24–26 месяцев. Предыдущая замена прошла два года назад, в феврале 2019-го. Ранее «Норникель» приобретал подъемные канаты фирмы BRIDON, но срок их службы был в два раза ниже, и компания отказалась от их применения.
У новых канатов уникальная конструкция, продиктованная большими глубинами, с которых производится подъем руды, рассказывает исполняющий обязанности начальника участка скипового подъема и конвейерного транспорта рудника «Таймырский» Константин Вдовин:
«Изготовлен канат из прядей оцинкованных проволок со стальным сердечником в пластиковой оболочке. Это продлевает срок эксплуатации. Кроме того, новая конструкция менее изнашивает футеровку – защитный слой канатоведущего и отклоняющих шкивов. Особенность каната еще и в том, что внешние пряди имеют одно направление свивки, а внутренние – противоположное. Таким образом, канат компенсирует нагрузки при вращении и является некрутящимся».
Процедура замены очень ответственная и требует большой точности и слаженности действий. Эти работы в настоящее время проводят специалисты треста «Норильскшахтсервис» предприятия «Норильскникельремонт». Подготовка, демонтаж старого комплекта подъемных канатов, монтаж нового, регулировка длины проходят с применением специальных лебедок грузоподъемностью 45 тонн, время замены по плану – 17 рабочих смен.