C 12 по 15 марта, в Заполярном театре им. В. Маяковского проходила VIII творческая лаборатория. Организаторы посвятили ее современной польской драматургии, пригласили польских мастеров сцены поставить польские пьесы. Норильские зрители оценили актуальность и посыл увиденного, сделав свой выбор по принципу «Оставить как есть», «Доработать» или «Забыть, как страшный сон». Скоро станет известно, какой эскиз войдет в репертуар нашей «Маяковки».
Дни польской драматургии стали вторым международным театральным форумом в Норильске – первый раз, в 2018 году, на лабораторию в северный город приезжали представители Литвы, Латвии и Эстонии. На этой земле в прошлом поляки отбывали ссылку, так что посещение гостями памятника, спроектированного поляками на «Норильской Голгофе», стало одним из главных событий форума.
В целом в афише «Полярки» значились три театральных эскиза, две лекции от столичных критиков, выставка об истории пребывания поляков в Норильлаге, мастер-класс от специального гостя фестиваля Алексей Паперного и его авторская читка, а также концерт группы «Паперный Т.А.М.». Театральная ночь, которая прошла в череде «полярковских» мероприятий, собрала своего зрителя на серию симпатичных миниатюр, розыгрышей и перформансов от актеров.
Польские режиссеры поставили с норильскими артистами два эскиза. Мацей Виктор взялся за пьесу Д.Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Как результат, «из-под его пера» вышла черная комедия с весьма социальным подтекстом, проявившим безусловный дар наших артистов и легкий режиссерский почерк постановщика.
В этой работе мы увидели, как по дорогам Польши автостопом едут двое представителей «золотой» молодежи. Парень и его спутница решили поиграть в «отбросы общества», прикинуться нищими румынами. Они оба под кайфом и явно заигрались. Вскоре для них наступает во всех смыслах отрезвление и прозрение.
Относительно эскиза Мацея голоса зрителей распределились следующим образом: 19 – «за», 24 – «доработать», 1 – «забыть».
Бениамин Коц поставил театральный этюд по пьесе «Чемодан» М.Сикорской-Мищук. 29-летний режиссер поднял тему Холокоста, памяти человеческой, обратился к прошлому через призму современности.
Смысл повествования в следующем: во французский Музей Катастрофы приходит посетитель, и в одном из экспонатов – видавшем виды чемодане – обнаруживает вещь своего отца.
Чемодан тут как одушевленное лицо, свидетель событий: в 40-х годах прошлого века вместе со своим хозяином он проделал путь из Франции в Польшу, из одного концлагеря в другой, Освенцим. Пронзительная встреча человека и чемодана становится откровением и напоминанием о том, что прошлое умеет ждать и иногда возвращается.
«Это трогательная и очень важная человеческая история, – говорит о своей пьесе Бениамин, – она волнует. Я сам сочувствую моему герою. Таких людей в те годы было намного больше, чем один… Отчасти эту историю я делал не только про Освенцим, но и про ГУЛАГ. И это уже ближе к вам, к этому месту, к Норильску. Мы много узнали о вашем трагическом прошлом, были на «Голгофе«, прониклись. Мои переживания за своих земляков также легли в основу постановки».
Не мудрено, что «Чемодан», интересно освоивший пространство сцены и превративший ее в некую улитку, спираль или даже воронку, более других «попал» в норильского зрителя. 27 человек – «за» спектакль, 20 зрителей считают, что эскиз требует доработки, и всего четверо проголосовали против того, чтобы в ближайшем будущем видеть полноценный спектакль в нашем городе.
Эскиз питерского мастера Андрея Корионова по пьесе «Ночь» Анджея Стасюка завершал парад лабораторных режиссерских работ. «Ночь» единственная шла не в малом и не в среднем формате, как предыдущие эскизы, а на большой сцене. В ней много политики, персонажей, порою абсурдных диалогов и атмосфера лихих 90-х, которые тоже «катком прошлись» по Европе. По сюжету, герою-немцу пересаживают сердце от донора-поляка, вокруг этого начинает происходить масса странных событий и переживаний – даже душа встречается с телом, чтобы поговорить о вечном.
Шансов остаться в репертуаре у «Ночи» не много. За то, чтобы однозначно включить ее в афишу норильского театра, проголосовало 8 зрителей; 31 предложили доработать, а 29 – забыть. К слову, польский режиссер Бениамин Коц признался, что тоже собирается поставить «Ночь» у себя на родине.
Стоит заметить: лабораторные постановки перерастут из эскизов в спектакли и войдут в репертуарный план театра, если не только зрители, но и администрация норильской «Маяковки» посчитают это нужным и целесообразным.