#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Выставка «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство» открылась в крупнейшем этнографическом музее мира – Музее антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого Российской академии наук. Экспозиция посвящена 90-летию образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа – Таймырского муниципального района.
В питерской Кунсткамере развернулась этновыставка из Дудинки «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство». Накануне ее открытия директор Главного чума – Таймырского дома народного творчества – Любовь Попова рассказала «Северному городу», что в экспозиции представлены ровдужные картины долганского художника Бориса Молчанова (ровдуга – замша из оленьей шкуры), сделанные из старых нюков, служивших когда-то покрытием летних чумов. Кожа, десятилетиями впитывавшая в себя дым очагов, голоса людей, звуки бубна, древние легенды, в руках художника превратилась в холсты. Листы нганасанского графика Мотюмяку Турдагина, подробно описывающие древний быт народа ня (самоназвание нганасан), являются прекрасной иллюстрацией к энциклопедии жизни нганасанского народа.
«В них заключена огромная любовь к родным местам – к матери-тундре и к землякам. А работы долганских мастеров, двоюродных братьев двух Николаев Киргизовых и нганасанина Алексея Чунанчара, еще раз показывают, как трудно превзойти в мастерстве северных косторезов. Это представители поколения мастеров, создавших лицо Таймырской резной кости», – пояснила Любовь Попова.
Петербуржцы и гости Северной столицы, интересующиеся самобытным художественным творчеством народов нашей страны, собрались в галерее второго этажа башни Кунсткамеры.
Открыл выставку директор музея Андрей Головнев – лауреат государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий 2019 года за инновационную теорию северного кочевничества как драйвера развития коренных народов Арктики. Первая серьезная этнографическая экспедиция ученого состоялась именно на Таймыр – он собирал материал в Левинских Песках и Потапово, Воронцово и Троицком.
«Мне особенно дорог аргиш, который прибыл к нам в Кунсткамеру, – сказал Андрей Головнев. – Наш музей всегда был местом встреч разных культур, местом диалога. Я счастлив, что этот духовный аргиш состоялся в реальности, что нам удалось показать северную коллекцию не онлайн, а вживую».
Мысль спикера о том, что «Таймырское кочевье» отражает не только и не столько быт малочисленных народов полуострова, сколько состояние духа, развила в своем выступлении заместитель главы муниципального района Татьяна Друппова. Это она пожелала, чтобы звуки баргана услышали все петербуржцы. И чтобы после выставки у жителей Северной столицы появилось желание приехать на Таймыр и увидеть его северную красоту.
В современном мире изделия, созданные северными мастерами, лишены бытового назначения, но они напитаны мощной энергетикой многовековых традиций. В произведениях живописцев, косторезов, мастеров декоративно-прикладного творчества – корни культуры предков.
«Мы хотим, чтобы сейчас, когда идет интенсивное освоение российской Арктики, культура наших народов и сами народы Таймыра, его природа были сохранены, – добавила Любовь Попова. – Чтобы они не просто сохранились, а получили новое развитие».
Директор Главное чума преподнесла директору Кунсткамеры оберег из бивня мамонта, который символизирует силу, могущество, благополучие, долголетие. А чтобы оберег работал, питерские музейщики и другие участники открытия выставки прошли обряд поклонения духам.
Как и случается на стоянке кочевников, где можно погрузиться в созерцание Севера, поймать его размеренный ритм, в галерее второго этажа башни Кунсткамеры звучали долганские и нганасанские песни, исполняли этнические танцы народов нашего полуострова.
Выставка «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство» продлится в Санкт-Петербурге до начала декабря.