#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Южный участок расположен на горизонте минус 140 метров и ведет отработку Талнахского месторождения богатых и вкрапленных руд: здесь ежегодно добывают 36 тысяч тонн богатых и 96 тысяч тонн вкрапленных руд.
Единственным способом доставки материалов и техники на самый отдаленный участок (южная линза) был рельсовый путь. Но процесс затруднялся из-за ограниченных габаритов горных выработок: крупную технику приходилось разбирать до винтиков, а потом собирать на месте. Это не позволяло в полном объеме обеспечивать участок необходимым оборудованием.
Первую попытку соединить транспортной развязкой южный и центральный участки рудник предпринял в декабре 2018 года. Но уже на начальном этапе, пройдя всего 89 метров с горной выработки «Развед. крешлаг26_запад», расположенной на южном участке рудника на горизонте –140 метров, специалисты столкнулись с трудностями в виде сложных горно-геологических условий.
При второй попытке сбить южный участок в мае 2020 года инженерно-технический состав рудника принял решение начинать проходку с горной выработки ПШ-12Ц-3, расположенной на центральном участке рудника на горизонт минус 120 метров. Но проходка шла медленно, горно-геологическая обстановка диктовала свои условия.
Спустя четыре месяца тяжелой работы приняли решение привлечь подрядную организацию – ООО «Звездный», которая имеет высококвалифицированный персонал и ранее уже зарекомендовала себя с положительной стороны. С этого момента началась третья попытка достижения цели.
Как рассказал Игорь Чариков, заместитель директора рудника «Маяк» – главный инженер, в 2018 году был разработан проект для проходки и соединения центрального поля и южной части – ТВУ-1 и ТВУ-2 (транспортно-вентиляционный уклон).
«Изначально планировалось, что они будут идти параллельно на протяжении около тысячи метров, соединяясь между собой только вентиляционными сбойками. Чтобы ускорить процесс, проект пересмотрели и дистанцию укоротили почти на 300 метров, а вместо двух уклонов решили идти один (ТВУ-1)», – добавил главный инженер.
Путь был нелегким. Продвигаясь метр за метром в течение 14 месяцев и пройдя 607 метров сложной выработки, подрядчики все же достигли главной цели – 7 февраля 2023 года состоялась долгожданная сбойка транспортной развязкой центрального и южного участков рудника.
С этого момента появилась возможность привлечь на южный участок более мощную технику, увеличить объемы добываемых полезных ископаемых и облегчить доставку крупногабаритных материалов.
«Теперь мы можем обслуживать и менять технику, перегонять ее на базу, без проблем доставлять материалы и оборудование. В дальнейшем рассматриваем уход от железнодорожного транспорта, а людей планируем доставлять на СДО (самоходное дизельное оборудование). Также разрабатываем мероприятия для усовершенствования и развития системы вентиляции подземных выработок на втором южном поле», – уточнил Игорь Чариков.
По его словам, предполагается еще две сбойки: первая – для запасного выхода и зачистки вентиляционно-закладочных горизонтов, вторая – для развязки вентиляции четвертого участка.
Ранее «Северный город» рассказывал, что рудники «Скалистый» и «Комсомольский» в 2019 году соединились сбойкой на глубине 950 метров: цель проекта – восполнение выбывающих мощностей рудника «Комсомольский» по добыче богатых руд; «Норникель» расширяет сотрудничество с отечественными производителями средств индивидуальной защиты: надежные поставщики средств защиты работников от производственных факторов для сотрудников компании – заводы Пермского края.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.