НОРИЛЬСК. «Северный город» – Авиакомпаниям разрешили продавать билеты на все места в салоне. Росавиация и Роспотребнадзор начали поэтапно снимать ограничения на перелеты. О том, какие новшества в период пандемии будут действовать на данном этапе, «Северному городу» рассказала советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Елена Михеева.
Росавиация разработала ряд предложений по восстановлению внутренних авиаперевозок. Елена Михеева, советник ФАВТ (Росавиации), прокомментировала методические указания по постепенному выходу из режима ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса.
Итак, ведомство предложило снимать ограничения в три этапа. На первом действуют наиболее повышенные требования для того, чтобы не допустить инфицирования людей.
Во-первых, пассажирам при входе в портовую зону и на борт воздушного судна проведут бесконтактную термометрию – если прибор покажет у человека 37,5о и выше, в самолет его не пустят. Эта мера сохранится и для второго этапа.
«Обязательно использовать средства защиты, – разъяснила советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта. – Помимо масок авиакомпаниям рекомендовано предусмотреть и обеспечить высокую степень защиты элементарными дезинфицирующими средствами всевозможных поверхностей, а также всего, с чем соприкасается пассажир».
В обновленных требованиях говорится, что посадка в самолет должна проходить с соблюдением мер социального дистанцирования с учетом инфраструктурных возможностей аэропорта.
Во время полета пассажиры должны быть пристегнуты. Вставать можно лишь для того, чтобы сходить в туалет, очередь туда будет контролировать бортпроводник.
Питание будут поставлять только в герметичной упаковке, напитки – в индивидуальной. На время приема пищи маски, конечно, разрешается снять. Представитель Росавиации говорит, что меры эти рекомендательные, и надеется, что пассажиры ответственно будут подходить и к своему здоровью, и к здоровью окружающих и будут соблюдать все правила эпидбезопасности.
«Обязательно утилизировать всю посуду после полета, – добавила Елена Михеева, – чтобы в дальнейшем не было распространения инфекции».
Елена Михеева напомнила, что 25 мая утвержденные министром транспорта указания разосланы во все аэропорты и авиакомпании России с целью применения их на практике.
«На втором и третьем этапе меры будут постепенно ослабляться, но действовать все равно будут – для того чтобы максимально минимизировать возможность заражения посредством воздушного транспорта», – подчеркнула советник.
На втором этапе пассажирам разрешат свободнее перемещаться по салону лайнеров. На третьем этапе сохранятся только два ограничения – измерение температуры у всех входящих в аэропорт и закрытые кафе и магазинов в аэровокзалах. Бортпроводники на всех трех этапах в полете должны носить маски и перчатки.
Шахматная рассадка при заполнении самолета на 50 процентов обсуждалась, но в итоге так и не была принята. Вообще же, вокруг того, с какими ограничениями допускать пассажиров в самолеты до конца эпидемии, было сломано немало копий. Особенно горячо обсуждали правила социального дистанцирования. Роспотребнадзор рекомендовал рассадку пассажиров через одного, при этом авиакомпании говорили, что с таким требованием поднимать самолеты убыточно.
О заполнении только части салона самолета после пандемии сначала заговорили за рубежом. Иностранные авиакомпании начали вводить это правило, но затем многие от него отказались. Против правил социального дистанцирования на борту выступила и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
В России о разработке мер по поэтапному снятию ограничений для авиаотрасли 14 мая сообщили в Росавиации. При расстановке кресел по три в ряд предполагалось не занимать среднее кресло, а при расстановке кресел по два в ряд – рассаживать пассажиров в шахматном порядке, сообщало РИА Новости со ссылкой на документ Росавиации.
Позже, 19 мая, общие рекомендации для транспорта опубликовал Роспотребнадзор: авиакомпаниям предписывалось заполнять салон самолета так, чтобы число пассажиров не превышало 50% от общего количества посадочных мест. Сегодня снято и это требование.
За авиаторов вступился министр транспорта Евгений Дитрих.
«Введение правила социального дистанцирования на борту приведет к росту стоимости авиабилетов до 70 тысяч рублей, причем по самым дешевым тарифам, – сказал он и пояснил: Чтобы обеспечить рентабельность перевозки, борт должен заполняться на 72–75 процентов».
Самые строгие правила, судя по сообщениям других изданий, на сегодняшний день предлагает компания Emirates. Пускать пассажиров на борт они планируют только после прохождения экспресс-теста. Американцы же, наоборот, довольно лояльны. Они планируют лишь предупреждать о необходимости надевать средства индивидуальной защиты, но обязывать, как европейцы, не хотят.
При этом цены на авиаперелеты, как пишут в большинстве российских и мировых СМИ, все равно будут расти.
Эксперты считают, что на восстановление пассажиропотока уйдет несколько лет. Одни будут опасаться летать, а другие в целом сократят количество путешествий, в том числе из-за снижения доходов.
«Это подорвет позиции лоукостеров: они предлагали недорогие перелеты, работая на грани рентабельности, но получая прибыль за счет большого пассажиропотока», – отметил замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон.
Многое зависит от того, когда откроются зарубежные линии. Если не скоро, ряд авиакомпаний неизбежно покинет рынок, цитирует «Российская газета» главу аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева.
Для всех видов транспорта общие санитарные требования Минтранс и Роспотребнадзор утвердят до июня. По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, «необходимо разработать такие меры защиты, которые обеспечат, с одной стороны, безопасность пассажиров, с другой – не будут убивать экономику перевозок».
К слову, рекомендации по автомобильному, водному, железнодорожному транспорту еще находятся в разработке. Пока совсем непонятно, как контролировать соблюдение дистанции в автотранспорте, где работа перевозчику оплачивается за число пассажиров, а не за рейс.
Проще ситуация в РЖД. В условиях снижения спроса на железнодорожные перевозки вполне реально рассадить пассажиров подальше друг от друга в вагоне, ведь по новым рекомендательным документам «в купейных вагонах размещаются не более двух пассажиров в купе, в плацкартных – не более трех в одном отсеке».