#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Специалисты Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) запатентовали технологию армирования ледовых переправ, увеличивающую их грузоподъемность до двух раз. Об этом сообщает ТАСС.
Как рассказала Ольга Якименко, доцент кафедры «Проектное управление и информационное моделирование в строительстве» СибАДИ, эта технология также повышает безопасность таких путей и продлевает срок их эксплуатации.
«Введение геосинтетических армирующих материалов помогает ледяной плите воспринимать растягивающие напряжения от транспортной нагрузки. При этом значительно снижается вероятность резкого разрушения льда с трагическими последствиями», – поделилась Ольга Якименко.
По ее словам, армированный лед ломается не сразу, а только после разрыва армирующего материала.
«Да, он больше не способен выдерживать нагрузки, но в реальных условиях это гарантирует спасение жизней водителей, пассажиров, сохранение техники и грузов», – добавила доцент.
Кроме того, армирование продлевает на две недели срок безопасного использования ледовых переправ. При обычной продолжительности действия переправ в два-четыре месяца это существенное подспорье для населенных пунктов, которые не имеют связи с Большой землей.
В испытаниях технологии принимал участие Омский автобронетанковый инженерный институт с грузовыми и гусеничными машинами.
«Испытания показали, что «верхнее» армирование полностью предотвращает образование и раскрытие температурных трещин, увеличивает грузоподъемность ледяной плиты на 30 процентов. «Нижнее» армирование, осуществляемое по методике «подныривания» рыболовных сетей под лед, позволяет увеличить грузоподъемность ледяной плиты на 70 процентов», – отметила Ольга Якименко.
Технологию опробовали на действующей переправе через Иртыш в Омской области, включая методику извлечения весной армирующего материала. Она отработана, реализуема и не требует никаких сверхусилий от дорожников, считает эксперт.
По результатам испытаний получили три патента: два – на разработку, один – на полезную модель. До этого похожими исследованиями занимались многие специалисты, но до реализации дело дошло впервые.
Добавим, что каждую зиму на территории России организуется около тысячи ледовых автозимников и переправ. Но чтобы новую технологию начали применять проектировщики и дорожные строители, необходимо включить ее в нормативные документы. Сейчас этим занимаются представители СибАДИ. Там же изучают вопрос использования для повышения прочности льда природных материалов. К работе над технологией по госпрограмме развития Арктики подключились также ученые из МГТУ им. Н. Э. Баумана
Ранее мы рассказывали, что ученые Сибирского отделения РАН предложили пересмотреть методику расчета воздействия на водоемы арктической зоны.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.