#НОРИЛЬСК. – «Северный город» – В авиаотряде АО «Норильск Авиа» (входит в структуру «Норникеля») продолжают обновлять коллектив. Новички и профессионалы летного дела проходят переобучение на тренажерах и в компьютерных программах по типу «Мираж», одобренной и утвержденной в Росавиации.
Заместитель генерального директора по организации летной работы Теймураз Бедошвили рассказывает о том, что на Крайнем Севере авиация более развита, чем в той же средней полосе России, например. Работать тут непросто: надо знать здешнюю специфику и методику, не бояться низких температур, понимать, что такое полярная ночь, снежные вихри и другие особенности территории.
«Пилот Ми-8 не сажает машину «на автомате», командиры и экипажи вертолетов в ручном режиме делают по 12–20 посадок за смену, причем в малоориентированных местностях», – рассказывает собеседник «Северного города».
За последний год в отряд прибыло порядка десяти сотрудников.
Только с сентября 2020-го по февраль 2021 года из Красноярска, Санкт-Петербурга, Якутска, Ханты-Мансийска, Хабаровска и Сызрани в летный комплекс «Норильск Авиа» прибыли два командира вертолета Ми-8 и пятеро вторых пилотов. Совсем скоро из Московского правительственного отряда в Норильск приедет новый бортмеханик. Поток людей пошел после объявления на сайте о наборе кадров. Предприятие и сейчас продолжает приглашать специалистов, но не абы каких!
«Просятся многие, особенно пилоты, которым за 40 лет, однако возрастной ценз позволяет брать не всех. Недавно двух ребят сразу после летного училища приняли. Период подготовки на месте – процесс небыстрый», – отмечает Бедошвили.
Численность экипажей, по его словам, зависит от объема работ, который есть у предприятия. Сейчас здесь 11 экипажей (по три человека в каждом), еще плюс пять – в Дудинке. Суровые зимы не являются препятствием для многочисленных полетов – вертолеты спокойно выдерживают минус 50 градусов, летчики укомплектованы спецодеждой.
«На Север едут те, кто действительно влюблен в авиацию, кого не страшат местные условия. А если ты не подготовлен, тогда нечего тебе делать в кабине. Наши специалисты практически ежедневно спасают людей, выполняют непростую мужскую работу и потому заботятся о достойной смене», – считает зам генерального директора «Норильск Авиа».
Многие из вновь прибывших показали себя прекрасно, отмечает он, но и переучивать людей тоже приходится. В отряде есть свой тренажер. Ребята тренируются, один раз в квартал кто-то обязательно выезжает в Москву – проходить обучение по аварийным действиям.
«Местность и ландшафты у нас непростые, зимой вообще ровная пустыня. Градус в нашей широте равен 110 километров – любое отклонение от курса может повлечь за собой беду. Так что нам надо быть готовым ко всему и постоянно подтверждать статус одной из лучших авиакомпаний Красноярского края», – добавляет Бедошвили.
Сам себя он считает романтиком, поскольку пришел в профессию не за длинным рублем, а по зову души. Среди сегодняшних романтиков называет Василия Лысенко из Дудинки, а из норильских спецов – Николая Салатаева. В прошлом бывший военный летчик, Салатаев отслужил в Саратове десять лет в армии, затем переобучился на гражданского пилота, выбрал норильский авиаотряд и ни капли не пожалел. Здесь, говорит, есть все, что нужно мужчине и специалисту его квалификации: работа, условия жизни, перспектива.
«Я и семью сюда перевез. У меня растут две дочки. Работаю на предприятии уже полтора года. Прижился, всем доволен. Норильск невозможно не принять, если твоя профессия, твой путь с ним совпадают», – сказал Николай.
Для переобучения и подготовки к полетам в «Норильск Авиа» применяют программу «Мираж». Курс, состоящий из десятка модулей, разработан в Росавиации. На прохождение всех учебных и теоретических этапов летчикам и штурманам дается год. Этого вполне достаточно, чтобы освоить все вопросы и в назначенное время сдать экзамен. Программа устроена так, что в нее человек может зайти и с мобильного телефона, и с домашнего компьютера, и с планшета. Сделано это для того, чтобы не отвлекать экипажи от их прямых обязанностей.
«Система, которую мы сейчас внедрили, – базовая платформа, она помогает нашим сотрудникам поддерживать и повышать свой уровень», – говорит Степан Похабов, старший штурман летного состава предприятия.
По его словам, «Мираж» – это программная оболочка, информационно-подготовительная среда. В нее заведены вопросы и текущие документы, а наполнение зависит от кураторов по каждой из дисциплин программы. Среди обучающих модулей – раздел «Охрана труда» или, например, «Наземная подготовка» (для работы на оборудовании нового типа, которое сейчас получает предприятие) и так далее.
Контрольные тестирования, а затем сданные на положительные отметки экзамены дают возможность допустить сотрудника к полетам. Весь процесс обучения каждого человека из всего летного состава (пилотов, штурманов и бортмехаников) строго контролируется.
Напомним, воздушный парк «Норильск Авиа» состоит из 16 вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ. Пилоты и штурманы авиакомпании, входящей в состав «Норникеля», выполняют полеты по всему полуострову Таймыр в радиусе 290 километров, охватывая острова Северного Ледовитого океана, побережье Карского моря, дальние точки Красноярского края.
Ранее «Северный горд» рассказывал о том, что в пандемию «Норильск Авиа» регулярно обрабатывает свои машины антисептиками, а также о проводимых капитальных ремонтах вертолетов.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.