#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В северном городе грядет транспортная реформа. Агентство развития Норильска вместе с муниципалитетом планирует повысить эффективность транспортных услуг и их качество. Новые автобусы, новые маршруты и остановки, бесконтактная оплата, свое приложение для отслеживания движения транспорта – предстоит большая работа, принять участие в которой смогут все желающие.
Необходимость кардинальных изменений системы общественного транспорта в Норильске выявили еще в 2019 году. Во время работы над мастер-планом города приглашенные эксперты отметили: общественный транспорт у нас не дотягивает даже до среднего уровня. А учитывая еще и жесткие климатические условия, нам действительно есть над чем работать. По словам директора АРН, за последние два года наблюдаются только ухудшения в данной сфере.
Чтобы качественно провести транспортную реформу, нужно основательно к ней подготовиться, изучить имеющиеся ресурсы и пассажиропоток, узнать, чего так не хватает горожанам. 2021 год как раз и будет посвящен масштабным исследованиям. Сейчас на автобусах коммерческих перевозчиков устанавливают специальное оборудование для подсчета пассажиров.
«Над каждой дверью устанавливаются видеокамеры, их подключают в регистратору. Камеры фиксируют входящий и выходящий поток пассажиров, которые пересекают дверную арку. Данные фиксируются, передаются на видеорегистраторы, в регистраторы вставляется сим-карта, и по интернету все данные передаются к нам на сервер. Далее наша система эти данные обрабатывает, смотрит трек, по которому осуществлялось движение пассажиров, и считает, сколько человек вышло и зашло. Данные между камерами в салоне синхронизируются. В целом выдается количество пассажиров транспортного средства на тот или иной промежуток времени», – рассказала представитель Центра экономики инфраструктуры Москвы Анастасия Снежко.
На сегодня такими камерами оснастили уже восемь автобусов. В общей сложности планируют оборудовать 53. Договоренность с каждым из семи коммерческих перевозчиков уже достигнута. Собирать данные подрядчик будет в течение месяца зимой и месяц летом – так удастся получить более корректную информацию. К слову, система ранее показала себя хорошо, такое же оборудование Центр экономики инфраструктуры устанавливал в Санкт-Петербурге, Тольятти и Самаре. Работать камеры могут при температуре от минус 70 до плюс 40 градусов, так что наши морозы им не страшны, тем более что внутри автобусов тепло. Бояться сбора каких-то персональных данных не стоит, оборудование снимает только макушки пассажиров, так сказать, считает всех по головам. Однако объявления о том, что в салонах ведется видеосъемка, все же размещают.
На транспорте МУП «НПОПАТ» оборудование для подсчета пассажиропотока установили еще в 2016 году. Информацию с них тоже будут учитывать при разработке новой системы общественного транспорта.
«На муниципальных автобусах задействованы датчики фирмы «Матрикс». С помощью инфракрасных датчиков система считывает проходящих через входные двери пассажиров, исходя из расстояния инфракрасного луча, – рассказал Павел Пискунов. – Отмечу, подрядчик, который сейчас устанавливает видеокамеры у коммерческих перевозчиков, проведет тестирование проводимого исследование в сравнении с имеющейся системой на муниципальном транспорте».
Исследовать будут межрайонные и городские маршруты, в общей сложности – 34. В целом по городу курсирует около 250 муниципальных и коммерческих автобусов. Подобный мониторинг пассажиропотока администрация пыталась провести в 2017 году. Но тогда подрядчик, который заявился на контракт, оказался недобросовестным, нужной информации получить не удалось. Теперь же модернизацию транспортной системы Норильска можно считать одним из приоритетных направлений на ближайшие десять лет.
Стоит отметить, в масштабном исследовании нынешней обстановки АРН задействует даже сотовых операторов. Они имеют доступ к геопозициям своих абонентов.
«Специальные программы покажут, сколько времени люди стоят на улице, в какое время. Выявят очаги максимальной концентрации горожан. Данные можно наложить на маршруты автобусов и увидеть зоны непокрытия, места с большим посещением людей, рядом с которыми нет автобусных остановок или транспорт ходит редко, – говорит директор АРН Максим Миронов. – Мы посмотрим статистику за несколько лет и в разные сезоны, чтобы узнать, какая активность у норильчан».
Свои замечания и предложения по поводу действия общественного транспорта смогут высказать и горожане. 18 февраля в Агентстве развития Норильска состоится стратегическая сессия. Чтобы попасть на «Кухню городских идей», нужно пройти регистрацию. Кроме этого, запланирован ряд встреч с экспертами данной области – речь о руководителях различных транспортных структур, которые непосредственно работают в Норильске и понимают специфику нашего города.
«Важно понимать, что необходимо поменять и качество предоставляемых услуг. А для этого реформа должна быть выгодна всем: и горожанам, и перевозчикам. Поэтому нам надо пересмотреть саму экономическую модель и подходы, по которым сейчас работаем. В новой экономической модели будет задействовано три крупных участника: заказчик – муниципалитет, независимый оператор-контроллер и перевозчик, – отмечает Максим Миронов. – Перевозчики не должны гнаться за пассажиропотоком, быть привязанными к нему. Как показывает практика, самая эффективная схема – когда перевозчик работает строго по расписанию».
По его словам, такие изменения произошли уже во многих городах. Например, Тверь, куда специалисты АРН и муниципалитета ездили перенимать опыт. Там оператором – координатором качества оказания транспортных услуг является одно из муниципальных предприятий. И обновленная система в этом городе находится на высоте. Так, уже больше 200 тысяч жителей Твери пользуются местным приложением для отслеживания передвижения автобусов. В нем же они строят нужные маршруты и оплачивают проезд. Замечания и пожелания горожан учитываются, программа регулярно обновляется и совершенствуется. Как отметил Павел Пискунов, норильчане, конечно, тоже могут следить за автобусами, есть программа Bustime, но это совсем не тот уровень.
Что в целом в себя включает большая транспортная реформа в Норильске? Речь об обновлении автобусного парка и автоматизированной системе контроля за работой автобусов. После модернизации оператор будет видеть, во сколько транспорт вышел на маршрут, как он отработал, ведь от этого будут зависеть исполнение контракта и ежемесячная оплата. При разработке новой программы будет решаться вопрос и кадровой нехватки водителей для автобусов. Также в реформу входит и специальное приложение по примеру Твери. Валидаторы и система бесконтактной оплаты через QR-коды, мобильное приложение или банковскую карту. А новые маршруты и остановки появятся с учетом пожеланий и потребностей норильчан.
Ранее «Северный город» писал о том, что в последнее время участились жалобы горожан на работу общественного транспорта.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.