#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Конкурс «Лучший наставник по профессии – люковой» среди работников предприятий «Норникеля», расположенных в НПР, прошел в рамках корпоративного проекта «Академия наставников».
Для большинства участников конкурса, представляющих одну из ведущих в горном деле профессий, прибытие на рудник нового поколения стало своего рода экскурсией. Чего стоил один только инструктаж, проведенный в интерьерах, преображенных по дизайну Артемия Лебедева!
Подземный электровоз доставил участников и членов конкурсной комиссии к рудоспуску №28 на минус 850-й горизонт, где предстояло грузить в вагонетки горную массу. Комиссия под председательством Владимира Андреева, начальника одного из отделов департамента горного производства ЗФ, вооружившись ручками и таблицами, приготовилась проставлять баллы за все этапы.
Куратор «Академии наставников», сопредседатель конкурсной комиссии Валерий Макаров пояснил участникам: от них требуется точно то же, что они делают на своих рабочих местах каждый день. Нужно поставить состав под погрузку, предварительно осмотрев и подготовив рабочее место. При наличии рассыпавшейся руды убрать ее с железнодорожных путей.
– Это не экзаменовка, – подчеркнул Валерий Макаров. – Никто никого бить по рукам не будет, но не забываем про соблюдение правил техники безопасности.
Одно из главных слов в лексике люковых – «сектор». Так называется крышка люка, которую нужно открыть, чтобы аккуратно, не в один заход, насыпать горную массу из рудоспуска в вагонетки. Тут есть свои тонкости, поясняют люковые. Например, большой горкой грузить нельзя, она снесет траллею, питающую током электровозы. А на новом, непривычном месте нужно еще и адаптироваться к незнакомым ручкам, чтобы руда из люка хлынула в вагонетку, а не на рельсовый путь, как из сказочного горшка, которому дали приказ варить.
У одного из гостей «Скалистого» так и вышло. Потому что ручки трехходовых кранов на его рабочем месте работают наоборот, пояснил он. Получилось вместо «закрыть сектор» – «открыть сектор». Привычка есть привычка, машинально повернул ручку не в ту сторону. Результат – гора руды не только в вагонетке, но и рядом с ней.
– Вот такие будни люкового! – не потерял оптимизма участник, берясь за лопату.
Ничего необычного не случилось, пояснил член конкурсной комиссии Андрей Доценко, ведущий специалист департамента промышленной безопасности и охраны труда ЗФ, закрепленный за «Скалистым». Задача люкового – очистить железнодорожные пути, а с горой на ходовой стороне справится подземная зачистная машина.
– Наоборот, хорошо, что так получилось, потому что все увидели, как происходит рабочий момент. Это часто бывает, – пояснил Андрей. – Я сам бывший машинист электровоза, сотрудничал с люковыми и скажу откровенно: это нормально. У нас на каждом производстве есть зачистные машины PAUS. Много лопатой не уберешь.
Подготовкой участников представитель службы охраны труда, пытавший их вопросами по ТБ, остался доволен:
– Ошибки, безусловно, были, но приятно, что все понимают, знают свои рабочие инструкции по нахождению в шахте. Если по пятибалльной шкале, то на твердую четверку. Двоечников не было.
Аналогичное мнение высказал другой член жюри – Алексей Машков, заместитель главного механика «Скалистого»:
– Я опрашивал людей по знанию своего рабочего места и увидел, что люди знают, что необходимо, чтобы обезопасить его, куда нужно смотреть в первую очередь. Это очень похвально. Во время загрузки вагонов мы увидели, как делать это правильно, согласно паспорту, и как не нужно, что тоже продемонстрировали некоторые участники.
Конкурс не зря называется конкурсом наставников. О важности преемственности профессии рассказал участник конкурса от рудника «Комсомольский» Михаил Сычев:
– У меня был наставник – Виталий Яковлев, на предыдущем конкурсе он занял первое место. Передал мне все, что знал, а я все, что повидал, переношу на своих ребят. У меня тоже были ученики, трое. Считаю, воспитал их достойно, показывают навыки неплохо. Иногда слышу: «Иди туда, где больше платят», предлагали обучиться на другие профессии, а мне моя работа нравится. Считаю: где человеку комфортно, там ему и место.
Люковой с «Маяка» Анатолий Мачуга назвал имя своего наставника – Эдуард Рогов:
– Хороший учитель. Я и сам обучил профессии двоих.
За смену они загружают в среднем по 40 партий (составов), рассказали люковые. В каждом составе по десять вагонов, получается 400 вагонов. На каждого люкового приходится несколько рудоспусков. Закончил на одном, отправил партию, ушел на другой рудоспуск.
Если на других конкурсах профмастерства участники имеют дело с некой абстрактной деталью или процессом, то люковые загружали вполне реальные вагонетки с реальной богатой рудой «Скалистого». Она тут же отправилась на опрокиды №1 и №2, оттуда попала в главные рудоспуски и далее через дозатор – на конвейер, который доставил ее в скиповой ствол ВСС. Выданную на-гора руду погрузят в «Катерпиллары» и «БелАЗы и отвезут на ТОФ для переработки.
Завершив практическую часть и поднявшись наверх, участники конкурса приступили к сдаче теории. Посчитав все баллы, комиссия объявила имена победителей: первое место занял Анатолий Мачуга (рудник «Маяк»), второе – у Александра Ломаева (рудник «Скалистый»), третье – у Михаила Сычева (рудник «Комсомольский»). Все победители получат денежные премии, Анатолий Мачуга станет участником ежегодно проводимого «Норникелем» форума наставников «Признание».
Ранее мы писали о конкурсе кладовщиков, о форуме «Признание-2021».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.