Выставка члена Союза художников России дудинчанки Людмилы Гесслер работала все заполярное лето, с 15 июня по 19 августа. Мастер определила свою юбилейную экспозицию как «тематическую, ретроспективную, экспериментальную и проектную».
Частью выставки стали работы о Крайнем Севере, где автор живет и работает с 1984 года.
Горожане увидели на выставке пейзажи Диксона и Дудинки, портреты, немногочисленные натюрморты. Их дополнили никогда не выставлявшаяся ранняя графика и декоративно-прикладные, вернее, архитектурно-прикладные композиции разных лет. Последние взяты художником за основу экспозиционного сценария. По словам Людмилы Гесслер, композиции из дерева появились у нее почти случайно:
«Подняла с земли брус. Нарисовала на нем окно. Сложила в орнамент, а затем «выстроила» дом. Он, подобно человеку, имеет душу, у него есть глаза – окна. Окно впускает свет, его окружают ставнями и наличниками с «магическим» орнаментом-оберегом. Изображая такой орнамент, я обращаюсь с поклоном к силам земным и небесным с просьбой о благосклонности».
В юбилейной экспозиции художник представила не только супрематические панно из дерева последних лет («Ультрамарин против Алой», Красный+зеленый+голубой+желтый»), но и разнообразные скворечники и даже «произведение с историей».
«Движитель» из цветных трубочек впервые выставлялся в Московском доме художника на Кузнецком мосту в 1978 году, через два года после окончания Людмилой Гесслер отделения декоративных тканей Строгановского училища.
«У меня была небольшая серия движущихся только за счет воздуха композиций. Замысел заключался в постоянном перемещении формы и дополнительной графике за счет теней, такого праздничного хаоса. Трубочки тогда были обмотаны цветными нитками из шерсти, и со временем их съела моль… Давно хотела восстановить композицию, и вот свершилось! Название «Движитель» дала по аналогии с татлинским «Улетавль», найдя его в словаре Даля», – рассказала Людмила Гесслер.
Художественное творчество для автора давно не просто мазки, кисточки, краски и холсты, а целые композиции, в которых используется электричество, свет, звук, различные механизмы, зеркала, лабиринты, маятники, шестеренки, а сегодня и компьютерная графика.
«Вольно и невольно я нахожусь под влиянием окружающей среды и многих художников: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Колдера, Захи Хадид, Густва Климта и очень-очень, имя сразу не выговоришь, – Фриденстрайха Хундертвассера», – поделилась художница.
«Приветом Малевичу» Людмила Гесслер считает свою вибрирующую композицию из чистых локальных цветов и простых геометрических форм под названием «Шестой микрорайон», открывавшую экспозицию «Лета».
И все же на выставке преобладает графика, искусство по своей природе камерное, которому присуща особая эмоциональная выразительность. На бумаге с помощью линии, тона, светотени или силуэта художник рассказывает историю своей жизни: где была, кого или что видела, что чувствовала, о чем думала.
«Я училась рисунку у Федора Федоровича Волошко, декана кафедры рисунка Строгановки. По его методике конструктивного рисования работали во многих художественно-промышленных вузах страны. Эта система в 30-х годах была подвергнута репрессиям, но Волошко ее возродил. …Мы должны были рисовать так, чтобы рисунок выглядел, как стеклянный. Если это, к примеру, ухо, то изображаешь его и с видимой, и с невидимой стороны. А если рисуешь технику, надо, чтобы было видно, какие элементы куда входят».
Удивительно, но в графике Людмилы Гесслер нет никакой приблизительности. Она всегда знает, где и какую провести линию, чтобы не тратить зря бумагу, так как не признает расточительства в своем деле. А еще четко разделяет искусство и то, что называет «досугом масс».
«Чтобы быть интересным зрителю, художник обязан меняться вместе с окружающей действительностью. Перемены необходимы как способ жизни и постоянства. Приходится бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте, говорила Королева Алисе в известной сказке. Я намерена меняться, оставаясь художником».