#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Уже в 2024 году должна начаться круглогодичная навигация на Северном морском пути. Об этом заявил в интервью газете «Коммерсантъ» министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Говоря о «повороте на Восток» российской экономики в изменившихся условиях, Чекунков отметил, что «наш поворот на Восток пройдет через Север, через Арктику». Он пояснил, что Северный морской путь становится единственной возможностью направить экспортную продукцию российских компаний в Азию.
«…Другой возможности наладить поставки того количества миллионов тонн, которая наша экономика производит, на Восток попросту нет, как бы мы ни расширяли Восточный полигон. Речь идет не только о железнодорожных путях, но и о портах, погранпереходах, мостовых переходах, о сухих портах, о складских, логистических комплексах, подвижном составе. Мы уже сегодня видим дефицит провозных способностей на Востоке России, превышающий 70 миллионов тонн, а через три года, по нашим подсчетам, он достигнет 150 миллионов. Решить эту проблему позволят только крупномасштабные морские перевозки, в том числе контейнерные перевозки по Северному морскому пути (СМП)», – заявил министр.
Он отметил, что «собрать и доделать» Севморпуть необходимо, поскольку уже вложены десятки миллиардов долларов в развития проектов вдоль трассы СМП.
«На горизонте пяти-семи лет виден выпуск до 50 миллионов тонн сжиженного природного газа, добыча до 50 миллионов тонн нефти на Ямале и Таймыре. Для обслуживания СМП сейчас уже строятся плавучие атомные станции и плавучие заводы для сжижения газа. Поставки этих товаров на мировые рынки будут приносить России до $100 миллиардов выручки в год. Как можно не проинвестировать в дорогу, чтобы их вывезти?», – сказал Чекунков.
Он отметил, что СМП требует вложения еще порядка 300 миллиардов рублей.
«Для обслуживания СМП нужны новые ледоколы, часть из них уже производится, но часть еще не заложена, чтобы эти ледоколы через пять-семь лет вышли на службу, их нужно сегодня уже закладывать. Это инфраструктура портов, аварийно-спасательная инфраструктура – здесь ситуация тоже пока запутанная: у нас несколько ведомств отвечает за спасение на воде. Аварийная связь, коммуникации, покрытие спутниками, прогнозирование ледовой обстановки, гидрометеорология – это все нужно создать. Мы оцениваем необходимые дополнительные инвестиции примерно в 300 миллиардов руб., это очень большая сумма в масштабах федерального бюджета, но она и близко не соотносится с потенциальной выручкой», – сказал он.
Он отметил, что сейчас собираются соглашения с грузоотправителями, анализируются их прогнозы, а в дальнейшем все эти данные войдут в единый комплексный план реализации СМП, где будут четко определены обязанности по производству флота и инвестициям в инфраструктуру. В дальнейшем, сказал министр, СМП станет и наиболее эффективным путем для азиатских грузов в Европу.
«До 1 августа мы подпишем соглашение с грузоотправителями и примем комплексный план развития СМП, в котором будет отражена полная потребность в ледокольных мощностях. Круглогодичная навигация должна начаться в 2024 году. К счастью, в ледоколах мы довольно сильно технологически независимы, там более 90% – это российские технологии. Наверное, большие опасения сейчас вызывает создание собственного флота ледового класса, тех же газовозов – на локализацию ряда технологий здесь потребуется два-три года. Страны-обладатели этих технологий – Япония, Южная Корея сильно зависят от поставок сжиженного природного газа и нефти морским путем, поэтому я думаю, что такие проекты тоже будут реализованы в срок», – выразил надежду министр.
Ранее Чекунков заявлял, что развитие проектов, связанных с Севморпутем, должно принести стране 13,5 триллионов рублей дохода.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.