На старый Новый год, 14 января, участники клуба-лектория «Обогатительная фабрика» увидели лучшие видеоролики разных стран мира из коллекции ABC show. В основу показа легли настоящие рождественские истории, передающие самую разную гамму эмоций и рассказывающие про взаимоотношения людей, доброту и отзывчивость.
Здесь же – идеи преодоления себя, движения к результату, формирование психологии победителя и эффективно действующего человека. Видеоролики вызывают не меньшее восхищение, чем настоящие произведения киноискусства.
Представленные на показе видеоработы – победители различных мировых фестивалей – из раздела best of the best проекта ABC show прочно ассоциируются с ощущением рождественской сказки. Вот одинокий человек подбирает на улице пса-потеряшку, приносит его домой. Отмывает, окружает заботой и сам привязывается к собаке. И кажется, что нет более счастливых существ на земле, которые обрели друг друга. Но находятся настоящие хозяева собаки, человек вынужден проститься с четвероногим другом. В родной большой семье пса любят, конечно же, не меньше, а в Рождественский вечер, собравшись за большим столом, зовут на праздник того самого одинокого мужчину, чтобы разделить с ним общую радость. Над этой трехминутной трогательной историей в зале плакали, и не только женщины… И это лишь одно видеопроизведение из 30, что были представлены на «Обогатительной фабрике». По его окончании норильчане благодарили за возможность увидеть креативное видео и совместно пережить яркие эмоции. В этот вечер доброты вокруг стало больше, поделились с редакцией «Северного города» гости клуба.
О работах-победителях ведущих фестивалей мира, умелом «душевном» маркетинге, важности позитива, условиях подборки клипов, сложностях производства и в целом о концепции показа интернет-порталу «Северный город» рассказал приглашенный эксперт «Обогатительной фабрики» – президент ABC show, председатель жюри Нью-Йоркского и других фестивалей Иван Чурилин.
Он приехал в Норильск, чтобы представить северянам эту удивительную живительную видеоподборку.
– Я не впервые в вашем городе, – рассказал Иван Чурилин. – Наше сотрудничество с «Северным городом» началось с «Фестиваля идей», на котором прошел первый показ – самых смешных видеороликов. Это было поистине масштабное событие, собравшее во Дворце культуры порядка 600 горожан. Не меньший отклик получил показ социальной видеопродукции. Теперь настал черед сказки, которая, как оказалось, очень часто присутствует в реальной жизни.
– Добрые, смешные, лиричные, креативные ролики вы нам привезли, Иван, спасибо. Посыл, который в них заложен, передался норильскому зрителю, участникам «Обогатительной фабрики», запустил наше настроение, настроил на позитивную волну. А саундтреки какие! Настоящие шедевры!
– Жить вообще надо с настроением, с радостью. Конечно, эта подборка во многом посвящена Новому году, зиме, Рождеству, поэтому она получилась такой теплой, семейной. Рождество – это отдельное мощное событие. Ролики, которые ему посвящаются, с коммерческой точки зрения очень здорово работают и в какой-то момент перестают быть только коммерческой продукцией, они приобретают ярко выраженную социальную окраску.
– Даже если это ролик, где лисы, собака, барсук, белка и ежик радуются рождественскому подарку – батуту?
– Да. Такое видео рано или поздно, а чаще стремительно приобретает вирусную популярность. Специальные компании проводят отдельные исследования на эту тему. Вот были ролики британской сети супермаркетов John Lewis, 10 лет назад ими стало заниматься агентство из Лондона, они начали снимать ролики, в которых практически не говорилось о продукции, – там просто рассказывались человеческие мини-истории: симпатичные, где-то сентиментальные. И оказалось, что фирма стала сильно отвоевывать аудиторию, в разы повысилась их конкурентоспособность.
Трогательная рождественская реклама John Lewis стала считаться визитной карточкой сети универмагов. Ролики принесли небывалый успех компании. С точки зрения маркетинга это оказалось очень эффективно, и делать новую серию историй под Рождество каждый год стало для них доброй традицией. Более того, другие фирмы стали стараться повторить тот же опыт, производя ролики а-ля John Lewis .
Год назад британцы не могли сдержать слез после рекламы, в которой маленькому Элтону Джону достается его первое пианино, в этом году главным героем видео стала средневековая деревенька и неуклюжий дракончик Эдгар. Он настолько эмоционален, что не может сдержать эмоции, устраивает хаос и беспорядок вокруг, но в конце находит способ достучаться до сердец односельчан.
– Почему такой рекламы нет в отечественной киноиндустрии?
– Наши тоже стараются, и есть интересные прорывы в этой области, хотя в целом наш рынок заметно отстает от европейского и американского. Был подъем, заметный всплеск в этом сегменте с середины 1990-х, потом мы наблюдали период стагнации, затем спад. Это видно по тем же фестивалям, по наградам – в целом российская реклама до серьезного международного уровня недотягивает.
– Везде люди реагируют одинаково на такое эмоциональное видео?
– Все мы люди, так что по большому счету реакции близкие. Разночтения касаются взрослых и детей, мужчин и женщин, а также местных деталей. На Дальнем Востоке, к примеру, ролик про Азию вызовет более активную реакцию, а в Самаре – хорошо «зайдет» видео про «Жигули».
Народ живо реагирует, когда ролик сопрягается с очень важной в этой местности темой или проблемой.
— У нас была такая реакция на историю про искусственное солнце в Норвегии. История про полярную ночь абсолютно оказалась нам близкой. Как и тема подводной рыбалки, где представитель коренного этноса удочкой вытаскивает из-подо льда подводную лодку.
— Часто я заранее на сто процентов знаю: на этом ролике зритель будет смеяться, а на этом – грустить или не удержит слезу. При этом показы, кроме развлечения, несут креативную и образовательную функцию. Есть у них и вдохновляющая, мотивирующая роль: посмотрев такие видео, люди могут захотеть сделать у себя в городе что-либо похожее, воплотить в творчестве свои переживания, идеи.
– Как в этой сфере меняется рекламный рынок?
– Если раньше спот должен был быть обязательно небольшой, в размере 30 секунд, не более, то теперь – благодаря интернету – людям стал доступен и большой формат. Длинные ролики, рассчитанные на вирусное распространение, легко лайкаются и расшариваются в сети. К тому же раньше, чтобы достучаться до потребителя, рекламодатель платил немалые деньги за эфир.
Сегодня видео не для телевидения предназначены, они выстреливают именно в соцсетях и быстро расходятся по миру, достигая миллионных просмотров просто потому, что классно сделаны! Потому что зрелищные, милые, смешные, потому что просто «попали» в аудиторию, зацепили ее.
– Вот ведь интересно и показательно: интернет, рынок, рекламная индустрия – все это не стоит на месте, движется с огромной скоростью, а общечеловеческие темы – любви, дружбы, привязанности – остаются незыблемыми.
– Совершенно верно. Речь тут может идти об отдельной тенденции, когда коммерческую рекламу ни на йоту не отличишь от социальной. Такой продукт вызывает в человеке переживания, отклик, эмпатию. Снятые на деньги бренда, эти маленькие фильмы решают вполне обусловленные социальные задачи. Во всем мире есть прекрасные работы в этой сфере, они интернациональны и понятны людям на всех континентах.