Норникель

Восемь новых БелАЗов и один экскаватор скоро начнут работать на руднике «Заполярный»

image

Шесть из восьми крупнотоннажных карьерных самосвалов БелАЗ уже собраны. Большой экскаватор фирмы Liebherr 9400 (объем ковша превышает 22 кубических метра) тоже готов к работе. Также в этой партии поступила вспомогательная техника: топливозаправщик, бульдозеры, вахтовка, два крана. К перевозке вскрышных пород месторождения Норильск-1 рудника «Заполярный» новое оборудование приступит уже в мае.

Закупом и сборкой карьерной техники для рудников Заполярного филиала «Норникеля» занимается Промышленная строительно-монтажная компания (ПСМК) вместе с еще пятью подрядными организациями. «Весь проект был разбит на этапы. Первый – закупка техники, доставка на ледоколах из Архангельска и Мурманска до Дудинки, а после уже в Норильск. Технику перевозили в разобранном виде, так как она очень тяжелая и габаритная, – говорит директор проектного офиса РЗ-КОМ от ООО «ПСМК» Леонид Качемцев. – Второй этап – сборка. Для этого оборудовали специальную площадку на руднике «Заполярный».

Первая партия – шесть из восьми карьерных самосвалов, экскаватор Liebherr 9400 и бульдозер – уже собрана. На это ушел месяц. Некоторые коррективы внесли погодные условия, из-за сильного ветра и снегопадов есть небольшое отставание от графика, а также коррективы внесла эпидемическая ситуация и ограничения, связанные с COVID-19. 

«После мы будем собирать вторую партию техники: другую модель экскаватора немецкой фирмы Liebherr 9100, емкость ковша – семь кубов, и еще один бульдозер, – говорит представитель подрядной организации «Север» Андрей Кудрявцев. – Одновременно с ними будем собирать еще пять карьерных самосвалов БелАЗ. А в третьей партии займемся японским экскаватором фирмы Komatsu, объем его ковша – 15 кубических метров. Под него соберем пять-шесть самосвалов».

Всего будет приобретено 35 единиц техники общей стоимостью порядка 60 миллионов долларов. И это без учета доставки и других сопутствующих расходов. По словам специалистов, новое оборудование справится с поставленной задачей – перевезти в этом году более 8,2 миллиона кубических метров вскрышных пород. В следующем году цифра будет почти в два раза больше – 15 миллионов кубов. Теперь подробнее о самой карьерной технике. Начнем с самосвалов БелАЗ. Длина одной машины – 11,5 метра, ширина – 6,5, а высота – 7. Вес превышает 107 тонн, а перевозить она может свыше 130 тонн. Стоит отметить, это еще не самый большой самосвал, есть еще модель грузоподъемностью 450 тонн. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. На сборку одного 130-тонного самосвала уходит пять-шесть дней, занимается этим бригада из трех-четырех человек. Конечно, все происходит не вручную, габаритные детали, например колеса (вес одного вместе с диском доходит до 2 тонн, а диаметр – 3 метра), устанавливают с помощью крана-манипулятора и стрелового крана.

«БелАЗ в 45 раз больше легкового автомобиля, при этом управлять им намного комфортнее и мягче, маневренность хорошая, – говорит водитель самосвала БелАЗ Андрей Екимов. – У этой машины электрическая тяга. Два двигателя крутят колеса, в отличие от гидравлической тяги. У БелАЗов дизель крутит тяговый генератор, тот выдает энергию на двигатели, и самосвал едет за счет электричества».

На данной модели БелАЗов Андрей Якимов работает уже пять лет. Чтобы сесть за руль этого самосвала, нужно иметь категорию прав А3 и допуск на работу с техникой свыше 1000 вольт, как эта машина. Гарантийный пробег от завода-изготовителя – 800–850 тысяч километров, что составляет восемь-девять лет круглосуточной ежедневной работы. 

Переходим к экскаватору. Его длинна – 18,5 метра, ширина – почти 7, а высота превышает 8 метров. Сборка Liebherr 9400 происходила по тому же принципу, что и самосвалов, только здесь завершающим элементом был ковш – его объем больше 22 кубических метров. Весит данная землеройная машина 353 тонны. Сейчас идут пусконаладочные работы. За испытаниями гидравлики экскаватора следят представители фирмы-производителя. Чтобы работать в условиях Крайнего Севера, техника прошла специальную адаптацию.

К работе самосвалы и экскаватор приступят уже в мае. В карьер Liebherr 9400 отправится своим ходом, скорость у него небольшая – 2,5–5 километров в час, поэтому дорога может занять почти сутки. Везти его на чем-то не получится, экскаватор очень габаритный. Для перегона землеройной машины разрабатываются специальные мероприятия. Так, необходимо отключить и демонтировать лини электропередачи по пути следования экскаватора, чтобы он ничего не повредил. Собирать его непосредственно в забое было бы нарушением техники безопасности. Да и по характеристикам карьер не подходит, для сбора техники нужна была ровная и большая площадка. Ремонтами землеройной машины будут заниматься непосредственно на его рабочем месте, куда-либо перегонять экскаватор нерентабельно. А вот для технического обслуживания БелАЗов оборудуют ремонтную базу на площадке, на которой их и собирали.

«Мелкие текущие ремонты самосвалов будем проводить на горных выработках, а крупные ремонты, которые по времени занимают по пять-шесть дней, уже на оборудованной площадке», – говорит Леонид Качемцев. 

Работать новая техника отправится на месторождение Норильск-1 рудника «Заполярный» (входит в ООО «Медвежий ручей» «Норникеля»). Причем управлять БелАЗами и экскаваторами будут сотрудники подрядных организаций, которые занимаются сборкой техники. В Норильск они будут приезжать вахтами.

Новости с пометкой ""Норникель""

Читайте также

Смотрите также