Корреспондент Михаил Чернов:
«С непривычки просто мне помогают одеваться. Вообще это делает один человек, уходит меньше минуты, нужно просто привыкать. Ну а я человек, который второй раз в жизни надевает – мне требуется помощь».
Апгрейд каждые 30 дней – такой темп изысканий установили себе разработчики, когда стали плотно развивать тему экзоскелетов. В результате за полгода активных тестов оборудование претерпело серьезные изменения. Казалось бы, маленькая деталь – система крепления. Начинали с простейших застежек, сейчас все плотно фиксируется на человеке. Малейший риск, что оборудование может непроизвольно расстегнуться, недопустим.
Корреспондент Михаил Чернов:
«Вроде неплохо. Что поменялось? Во-первых, поменялась система регулировки, например, по росту. Теперь работник от 160 сантиметров и до двух метров может с легкостью поместиться вот в этом аппарате. При индивидуальном заказе это может быть и более рослый человек. Также появилась регулировка бедер, что тоже достаточно удобно».
Функциональность идет рука об руку с дизайном. Это, как и система регулировки, разработка специалистов из российской компании «Смирнов дизайн». Фирма существует четверть века. За это время хорошо зарекомендовала себя в сфере медицинского и промышленного дизайна. Среди заказчиков – канадские авиастроители из корпорации Bombardier, а также производитель гаджетов компания Samsung. Российские дизайнеры уверены, что знают, как должен выглядеть современный экзоскелет, и уже разработали будущий концепт.
Сергей Смирнов, генеральный директор компании «Смирнов дизайн»
«Были идеи – например, карбон. Карбон – как раз он недолговечен. Он прочный, легкий, но недолговечный. Один резкий удар – и все, менять надо детали. Алюминий – удар – и удар.
Естественно, мировые аналоги есть, и даже красивые есть, и даже которые уже используются на производствах. Здесь, опять же, задача грузоподъемности, экстремальной грузоподъемности. В этой совокупности мы, наверное, одни из первых. Мы не догоняем, а задаем тон».
Экстремальная грузоподъемность – один из приоритетов разработчиков. Сегодня в экзоскелете можно безопасно поднимать грузы до 60 килограммов. Тесты показали, что вес груза можно увеличить и на 10, и на 20 килограммов. Но конструкторы на этом не останавливаются и намерены довести итоговую грузоподъемность до 100–150 кило. С последней нашей встречи экзоскелеты стали не только мощнее, но и умнее.
Корреспондент Михаил Чернов:
«Надо сказать, что на экзоскелетах вот такого типа стоит система защиты. Что это значит? Например, вот эта модель запрограммирована на поднятие грузов до 50 килограммов. Если я начну поднимать груз свыше 50 килограммов, лебедка автоматически остановится и не позволит дальше мне продолжать работу.
Экзоскелеты теперь оснащаются и вот такими видеокамерами. Помимо того что она всю информацию записывает на флешку, теперь оператор может отдельно в режиме реального времени наблюдать, какие манипуляции производит работник. Все это выводится на экран компьютера, и видно, чем занимается работник в данное время».
Электронная начинка еще будет дополняться. В прототипы хотят встроить ГЛОНАСС модули, датчики газа, уровня заряда батарей, автоматического включения дополнительного освещения. Планируется даже датчик измерения массы груза, который сможет вести общую статистику поднимаемой тяжести. А уже в 2023 году конструкторы начнут работать над тем, как оснастить экзоскелет системой нейроинтерфейсов для прямого обмена информацией между мозгом и компьютером. Звучит фантастично, но такие технологии уже есть.
Такой темп, взятый в теме экзоскелетов, на первый взгляд может удивить, но напомним, что разработки теперь идут под эгидой «Норникеля», и компания видит проект не только прикладной задачей обеспечения собственной промплощадки. Разработка и производство экзоскелетов – одна из отдельных перспективных отраслей будущего. Сегодня в России, помимо «Норникеля», лишь пара компаний основательно занимается исследованиями в этой сфере. Это компания «Экзоответ», она производит медицинские экзоскелеты и еще разрабатывает прототипы для сотрудников Сбербанка, которым приходится иметь дело с тяжелыми грузами. И еще есть компания, взявшаяся за разработку экзоскелетов именно для промплощадок – проект «Экзорайз» на базе Магнитогорского металлургического комбината. Кстати, прототипы «Норникеля» коллеги оценили.
Анатолий Маевский, заместитель коммерческого директора компании «Экзорайз»:
«В принципе, у нас вообще понимание рынка экзоскелетов достаточно сложное, и все экзоскелеты, можно сказать, каким-то образом схожи, но в то же время мы занимаем, скажем так, соседние ниши, не конкурирующие с экзоскелетом «Норникеля», просто по одной простой причине, что технически экзоскелет «Норникеля» сложнее, и все-таки то, что мы сегодня увидели, – это был полуактивный экзоскелет с использованием электроприводов».
Ольга Пешина, эксперт-аналитик управления по развитию новых технологий ПАО «Северсталь»:
«Было ощущение, что тема экзоскелетов настолько сырая и настолько непроработанная, что к тому моменту, когда экзоскелеты станут хорошими и пойдут в серийное производство, уже будут промышленные роботы. Мы думали, что лет пять это будет. Все пошло намного быстрее».
Будущее не просто стучится в двери. Пример с экзоскелетами показал – высокотехнологичный продукт вполне может быть отечественным.
Корреспондент Михаил Чернов:
«Надо отметить, что все комплектующие экзоскелетов на 90 процентов состоят из российских материалов, и даже вот этот электропривод помогает поднимать и опускать тяжелые грузы. Эта разработка ученых из Курского юго-западного университета».
Тема экзоскелетов настолько новая, что для нее пока только разрабатывается и юридическая база. Специалисты Федерального научно-исследовательского института медицины труда сейчас готовят стандарты, которых раньше просто не было. И здесь, как в любой инновационной сфере, возникают неожиданные вопросы. Например: это еще средство индивидуальной защиты или уже промышленная техника?
Андрей Герегей, заведующий лабораторией средств индивидуальной защиты и промышленных экзоскелетов Научно-исследовательского института медицины труда:
«Если этот экзоскелет должен уберечь опорно-двигательный аппарат, не увеличивая его производительность – работника, то, собственно, это у нас однозначно средства индивидуальной защиты опорно-двигательного аппарата. Тот самый новый класс, который мы сейчас хотим ввести совместно с Минтрудом, ФСС и так далее. А если все-таки это такое изобретение, которое сейчас нам продемонстрируют, то, может, стоит подумать, что это все-таки будет относиться к средствам малой экранизации, потому что, если мы на человека, как вы говорили, до 150 килограммов будем вешать груз какой-то, то, соответственно, он увеличивает просто возможности человека».
В активную работу над созданием документаций попросили включиться и российских промышленников. К маю следующего года необходимо создать первую редакцию регламентирующих документов, ведь прототипы развиваются быстро, и интерес к ним высок.