За счет доразведки запасов карьер «Медвежий ручей» получил вторую жизнь. Чтобы добраться до ценной руды нужно убрать 200 миллионов тонн пустой породы. Этим сейчас занимаются пять 90-тонных карьерных самосвалов Caterpillar 777G. Для их технического обслуживания в километре от карьера построили пневматический ангар.
«Южный кластер» – проект «Норникеля» по освоению запасов северной части месторождения Норильск-1, с которого и началась история компании. Проект дает в значительной степени выработанному карьеру открытых работ предприятия «Медвежий ручей» вторую жизнь. К 2027 году суммарные добывающие мощности карьера и рудника «Заполярный» достигнут 9 млн тонн, а пока на юго-западном борту карьера ведутся вскрышные работы. Задача – убрать 200 миллионов тонн пустой породы и добраться до ценной руды, содержащей платиноиды.
Масштабы вскрыши растут, и в дело запущены пять 90-тонных карьерных самосвалов Caterpillar 777G автотранспортного предприятия «ЦАТК», ранее использовавшихся на другом весомом проекте «Норникеля» по реконструкции Талнахской обогатительной фабрики. Самосвалы вывозят пустую породу на отвал, им здесь еще трудиться и трудиться, а здания для технического обслуживания не было.
Точнее сказать, в карьере есть старый невысокий кирпичный гараж, который строился под 25-тонные МАЗы. Потом здесь кое-как размещали 30- и 45-тонные БелАЗы. Высота 90-тонных самосвалов Caterpillar 777G при полностью поднятом кузове – около десяти метров. В Талнахе для технического обслуживания габаритных машин возводили пневматический ангар. Такое же сооружение выросло сейчас рядом со зданием кирпичного гаража в километре от карьера, где идет вскрыша.
«Высота ангара – 14,5 метра, длина, ширина – 34 х 24 метра. Сюда, при условии поднятого кузова, помещаются две машины. Больше и не нужно, — пояснил Вячеслав Кравченков, начальник колонны №1 АТО «ЦАТК», к которой сейчас прикомандированы машины. Самосвалы работают в карьере круглосуточно и заезжают в ангар только на техническое обслуживание и ремонт».
Обслуживают машины специалисты предприятия «Восточная техника». Чтобы люди не замерзли суровой северной зимой, воздух внутри ангара нагревают шесть пушек «Мастер-климат». Здесь очень светло. Энергетики готовились к установке надувного гаража целый месяц – тянули от подстанции кабель. Сейчас отлаживают напряжение и устраняют некоторые нюансы, связанные с подъемом и спуском ворот.
В карьере открытых работ «Медвежьего ручья» обычно теплее, чем в Норильске, на восемь градусов, а ветра, наоборот, сильнее – до 30 метров в секунду.
Для противостояния им приняты меры, обнадежил начальник 1-й колонны: «В баллонах по всему периметру ангара уложены мешки с песком. Кроме этого, «юбка» ангара придавлена по контуру бетонными плитами. Снег с купола удаляется с помощью кратковременного повышения температуры внутри ангара».