«Российская газета» приводит конкретные цифры: рубль вырос почти на 12% по отношению к американскому доллару и на 11% к единой европейской валюте. На рост рубля, по мнению экспертов, существенное влияние оказала динамика сырья и металлов: палладий теперь дороже золота и платины, никель также заметно вырос в цене.
Рубль, как пишут многие российские СМИ, стал одним из лидеров международного валютного рынка по темпам укрепления. На Московской бирже в конце декабря доллар опустился ниже 62 рублей — такого не было с лета 2018-го.
Что стало причиной роста национальной валюты? Как отмечают эксперты «РГ», с начала года котировки сырья взлетели почти на 25%, и, по предварительным оценкам, средняя цена нефти марки Brent по итогам 2019 года превысит 64 доллара. Сыграло свою роль и ралли на рынке цветных металлов: палладий удвоился, никель прибавил более 30%, в пике цен достигая 70% прироста биржевых котировок. Все это приводило к росту операционных и финансовых показателей российских компаний-экспортеров сырья, обязательные налоговые платежи которых оказывали существенное влияние на предложение инвалюты на рынке, что, как считают некоторые аналитики, и способствовало укреплению рубля.
Никель: скачки цен
Акции «Норникеля», одного из крупнейших в мире производителей никеля и палладия, в конце декабря в очередной раз обновили свой исторический максимум, достигнув отметки в 19 722 рубля за одну обыкновенную акцию. После того как агентства Reuters и Bloomberg сообщили о том, что Индонезия прекратила экспорт никелевой руды и это в будущем может привести к дефициту металла на рынке, большинство российских СМИ написали, что рост акций компании связан именно с этой новостью.
Между тем еще летом «Ведомости» ссылались на мнение экспертов, утверждавших, что тренд на повышение стоимости никеля сохранится в течение следующих трех лет. В 2020 году стоимость металла вырастет еще на 22,3% и уйдет выше 18 000 долларов за тонну. В частности, аналитики швейцарского банка UBS «Никель: скачки цен. Есть ли для них фундаментальная поддержка?» в своем отчете писали, что основная причина такого уверенного движения котировок – рост спроса на электромобили и их производства.
Никель используется в аккумуляторных батареях, в том числе для электромобилей. На аккумуляторы приходится 5% мирового потребления металла, или примерно 115 000 тонн, говорится в материалах «Норникеля». По прогнозам компании к 2025 году производство гибридных автомобилей и автомобилей на батареях превысит 25 млн штук. Спрос на никель к этому времени со стороны автомобильной промышленности вырастет в сравнении с 2017 годом на 35,8% и составит 353 000 тонн. Для производства одного бензинового или дизельного автомобиля требуется 2–4 кг никеля. Для производства гибрида – в 2,5–3,75 раза больше: от 5 до 15 кг. Для производства одного электромобиля – от 30 до 110 кг никеля, или в 15–27,5 раза больше, чем для обычного автомобиля.
Понятно, что электромобили – перспектива не быстрая. И сегодня основной отраслью потребления никеля по-прежнему остается производство нержавеющей стали, констатируют эксперты UBS. Производство нержавеющей стали обеспечивает 2/3 спроса на никель, и эта отрасль также поддерживает высокий спрос на дефицитный металл.
Что же касается меди, то она с начала года подорожала не так заметно: в январе стоимость меди составляла 5870 долларов за тонну – в декабре 2019-го 6273 тысячи. По данным информационного агентства Reuters, рост цен на этот металл в 2019-2020 году ограничен в результате замедления роста мировой экономики и торгового конфликта между США и Китаем.
Согласно консенсус-прогнозу 29 экспертов рынка, в 2020 году среднегодовая цена на медь вырастет по сравнению с 2019 годом на 3%. Дефицит меди, по данным этого исследования, в 2020 году составит 191 тыс. тонн.
«Палладий взорвал рынок»
Именно так отреагировали российские СМИ на известие о том, что цена на этот благородный металл на спот-рынке в очередной раз обновила свой абсолютный исторический максимум, поднявшись до 1982 доллара за тройскую унцию.
«Палладий сейчас — крупнейший источник дохода для «Норникеля», опережающий никель и медь», — отмечает Роджер Джонс, управляющий фонда London & Capital.
Самый дорогой среди четырех основных драгметаллов палладий с начала декабря подорожал на 4,93%, с начала 2019 года — на 54%. За последние пять лет стоимость палладия увеличилась на 149,6%, а за 10 лет — в 4,2 раза. И это далеко не предел, уверяют эксперты.
Говоря о краткосрочных факторах роста палладия, называют прежде всего наводнение в ЮАР, которое привело к крупнейшим за последние десять лет отключениям электроэнергии. Как отмечает агентство экономической информации «Прайм», по этой причине производители платиноидов — компании Harmony Gold, Impala Platinum и Sibanye-Stillwater с 9 декабря были вынуждены сократить производство. Однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что основной драйвер роста цен на палладий — значительное сокращение физического предложения в совокупности с ростом физического, а не спекулятивного спроса.
Стоит учитывать, что на сегодня палладий — в основном продукт производства лишь двух стран. Только около 10% этого благородного металла получается путем переработки вторичного сырья, поэтому резкое увеличение производства практически невозможно. Примерно 80% объема поступает на рынок в качестве побочного продукта от производства никеля в России и платины — в ЮАР. Поставки зависят от глубины извлечения и инвестиций в другие минералы.
«Ралли палладия в основном вызвано фундаментальными факторами: предложение не способно достаточно быстро отреагировать на растущий спрос в автомобильной промышленности Европы и Китая», — цитируют главу отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансена российские СМИ.
По данным, которые приводит РИА Новости, 85% добываемого палладия используется в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов для бензиновых двигателей. Фактически палладий действует как губка, впитывая углеводороды. Он способен поглотить выхлопы, в 900 раз превышающие его собственный вес. Конечно, теоретически можно было бы заменить подорожавший палладий менее дорогой платиной. Однако, как отмечают эксперты, в обозримом будущем автопроизводители не пойдут на это: нужен технологический прорыв, чтобы катализаторы на основе платины могли соответствовать устройствам на основе палладия. А поскольку крупнейшие страны ужесточают требования к экологичности транспорта, спрос на этот металл продолжит расти. Более того, растущая в настоящий момент потребность в гибридных авто также усугубляет спрос на палладий, поскольку в таких машинах по-прежнему используются катализаторы.
«Рынок испытывал дефицит палладия последние семь лет. В 2020 и 2021 году ситуация не изменится. Металл может подорожать до двух тысяч долларов за унцию и пойти дальше. Причина — ужесточение экологических норм в Европе и Китае, а также дефицит предложения. Автопроизводители стремятся нарастить закупки металла, чтобы соответствовать строгим ограничениям выбросов», — отмечают в Standard Chartered Precious Metals.
В свою очередь аналитики Citigroup Inc. прогнозируют, что палладий может подскочить в цене до 2500 долларов за унцию к середине 2020 года из-за постоянного дефицита предложения, что предполагает 29% роста к текущим ценам. Даже запуск нового рудника в США не способен кардинально изменить ситуацию — рост производства нивелируется его снижением у компаний Vale и Glencore в Канаде.
Между тем «Норникель» постепенно наращивает производство. С января по сентябрь поставки палладия увеличились на семь процентов. После 2025 года ГМК планирует увеличить производство цветных металлов еще на 15% (а металлов платиновой группы – на 25%).
«В отличие от южноафриканских рудников «Норникель» производит в четыре раза больше палладия, чем платины. Кроме того, затраты на добычу ниже, что позволяет выигрывать от роста цен на металл и укреплять лидерство на рынке», — уточняет Reuters.
Как прогнозируют аналитики, в следующем году недостаточное предложение и растущий спрос продолжат толкать цены вверх.
Курс на стабильность
Оптимистичные прогнозы звучат также и по поводу нацвалюты. По экспертным оценкам в 2020 году устойчивые тенденции будут преобладать.
В начале следующего года рынки также полностью сосредоточатся на «перемирии» в торговой войне США и Китая. Если участники рынка разочаруются в нем (откат тарифов окажется незначительным, решение острых проблем будет отложено), то оптимизм скорректируется, сообщили «Российской газете» эксперты.
Рубль и при таком сценарии останется защищен своим макроэкономическим базисом и вряд ли будет заметно дешеветь. Поэтому, по мнению аналитиков, можно ожидать сохранения курса в начале 2020 года около 62-64 рублей за доллар. В федеральном бюджете на 2020 год заложен среднегодовой курс в 65,7 рубля за американскую валюту.