Под характерный звук движения механизмов люди, словно роботы, меряют шагами спортзал АПК Медного завода. Это участники практической конференции тестируют промышленные экзоскелеты. Такие агрегаты «Норникель» намерен использовать на производстве. Мне повезло стать первой девушкой в Заполярье, которая опробует возможности технологии. Эксперимент проводит Виктор Диконенко. Он, можно сказать, кандидат в мастера спорта по промышленным экзоскелетам и главный их первопроходец.

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«На какой рост рассчитан этот экзоскелет?»

Виктор Диконенко, заместитель главного инженера по ремонтам, главный технолог «Норильскникельремонта»:

«От метра шестидесяти до метра девяносто пяти».

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«Будь я на три сантиметра ниже, он бы мне уже не подошел. Я метр шестьдесят три. Что еще приходится учитывать перед тем, как человека посадить в эту конструкцию?»

Виктор Диконенко, заместитель главного инженера по ремонтам – главный технолог «Норильскникельремонта»:

«Ну, во-первых, человек должен понимать, что перед ним агрегат. Знаете, у нас фильмы фантастические, искусственный интеллект поработил весь мир! На самом деле здесь все то же самое. Если ты не будешь управлять этим агрегатом, он будет управлять тобой. И достаточно смешно видеть, когда какая-то железка начинает управлять человеком. Каждый элемент экзоскелета должен быть подогнан под человека, то есть он должен прилегать очень плотно, как будто это вторая кожа. Это очень важный момент, потому что, если где-то какая-то будет слабина, вы пойдете в одну сторону, а экзоскелет пойдет от вас в другую сторону».

Виктор Диконенко не случайно называет экзоскелет второй кожей. Инженерные хитрости часто находят отражение в природе. При проектировании сверхскоростных экспрессов ученые ориентировались на клюв зимородков. Чтобы нос поезда обтекал воздух с большей эффективностью. А в случае экзоскелета?

Андрей Яцун, заведующий лабораторией механики, мехатроники и робототехники Юго-Западного государственного университета (Курск):

«Мы ориентировались непосредственно на скелет человека. Это антропоморфная система, которая во многом повторяет скелет человека. Там, где у человека суставы, там у экзоскелета шарниры. Где у него кости, там основные звенья. Основная задача – это же внешний скелет – повышение функциональных возможностей человека».

 Находясь в промышленном экзоскелете, можно без труда поднять 60 килограммов. А вот без агрегата будет значительная нагрузка на суставы и позвоночник. По статистике Минтруда, 35% профессиональных заболеваний связаны с опорно-двигательным аппаратом. Вот потому для Виктора Диконенко экзоскелет – что крылья.

Виктор Диконенко, заместитель главного инженера по ремонтам – главный технолог «Норильскникельремонта»:

«У меня есть очень серьезное повреждение правого колена, но в экзоскелете я чувствую себя если не на 20, то на 10 лет моложе, это точно».

Подготовив экзоскелет к настройке под новые габариты, Виктор Сергеевич приглашает на примерку. Первым делом в экзоскелет облачают ноги. Фиксируются ступни, длина голени, окружность бедер и таза. Сначала мне поставили минимальное значение голени.

А вот и первые шаги. Поначалу немного шатает. Все же этот образец экзоскелета рассчитан на мужские плечи. О, сейчас проще, кстати! Когда идешь быстрее, то проще двигаться.

Испытание второе – приседание. Вы когда-нибудь видели, чтобы человек сидел на воздухе? Экзоскелет способен поймать центр тяжести оператора, и тот сам себе становится стулом.

И, наконец, испытание третье, самое важное, – грузы. Вы видели, как в экзоскелете работают мужчины. А сможет ли девушка поднять часть трубы?

Дальше оператор отстегивает груз, и нажатием кнопки на пульте управления автоматически затягиваются стропы. Экзоскелет успешно прошел испытание «Северным городом». Смотрим, как дела у других тестировщиков.

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«Видите будущее в этой технологии?»

Участник презентации:

«Конечно».

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«А какое?»

Участник презентации:

«Скоро это все заменит человеческую силу».

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«Мужскую?»

Участник презентации:

«Да любую. Даже, возможно, и человека».

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«Это прямо опасные мысли, на самом деле».

Участник презентации:

«Почему? Операторы всегда нужны. Как говорит у нас генеральный директор, можно легко научить медведя кататься на велосипеде, но ремонтировать велосипед вы медведя никогда не научите».

Будущее у промышленных экзоскелетов действительно не за горами. Технологии уже опробовали на производственных площадках Заполярного филиала в конце августа, но точные сроки массового использования еще определяются.

Левон Киракосян, руководитель направления по цифровым технологиям и системам компании «Норникель»:

«Наши ожидания, что, наверное, вторая половина, может быть, конец 2020 года, какие-то первые пробные пилотные использования начнутся уже на регулярной основе. В отличие от того, что сейчас, это больше все-таки тестирование образцов, 200, 300, 500, наверное, даже где-то тысяча людей вполне могут использовать, наверное, где-то это все в повседневности. Это не значит, что такое количество штук нужно. Посменно как средство вспомогательное производственное по мере необходимости используется. Таким образом, одним экзоскелетом могут пользоваться сразу несколько людей».

Корреспондент Василиса Матюшкина:

«Ну что же, друзья. Я, девушка, наконец опробовала технологию промышленного экзоскелета. Хожу уже 10 минут, совсем не чувствую усталости, наоборот, даже какой-то прилив сил в мышцах появился. И теперь очень интересно увидеть эту технологию, эти экзоскелеты на работниках предприятия уже непосредственно на производстве».

Рудники «Скалистый» и «Комсомольский» соединились сбойкой на глубине 950 метров

Предыдущее видео

«Норникель» и «Атомфлот» заключили долгосрочное соглашение

Следующее видео

Новости с пометкой «Норникель»

Читайте также