#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Работы начали в полночь 3 февраля на вспомогательно-скиповом стволе (ВСС-1) рудника «Скалистый». Шкив заменили на более мощный в рамках политики компании по увеличению надежности оборудования.
Стволов, которыми вскрыто Талнахское и Октябрьское месторождения, более тридцати. Практически на каждом из стволов по две подъемные машины, на которых крутятся мощные и тяжелые шкивы диаметром от двух до шести метров. Через эти вращающиеся гигантские колеса перекинуты многотонные канаты, которые опускают пустые емкости-скипы и поднимают их на-гора, загруженные рудой.
Вспомогательный скиповой ствол (ВСС-1) рудника «Скалистый» – один из новых в Заполярном филиале. Он был запущен в эксплуатацию 1 января 2017 года, пройден до горизонта минус 1160 метров (абсолютная отметка – минус 1325 метров) и служит для подъема добываемого сырья, а также для подачи воздуха в подземную часть рудника. Ствол оправдал возлагаемые на него надежды, его производительность – 2,2 миллиона тонн богатой руды в год.
«Скалистый» – первый сверхглубокий рудник «Норникеля», оборудование проходит здесь обкатку в необычных условиях. За три года выяснилось, что стандартный шкив не сможет долго выносить нагрузки, которые появились из-за больших глубин, массы груза и круглосуточной работы механизмов.
«Подъемная установка ВСС-1 поднимает с глубины 1135 метров на поверхность сосуд с богатой рудой общим весом 26,5 тонны (из них вес руды – 14,7 тонны) со скоростью 13,8 метра в секунду, – называет цифры заместитель директора рудника «Скалистый» по управлению промышленными активами Михаил Слупский. – Срок службы шкивов (от пяти до десяти лет) определяет завод-изготовитель в зависимости от конструкции и назначения. Меняют их по истечении срока службы или при выявлении критичных дефектов. Вес шкивов колеблется от пяти до 11 тонн в зависимости от конструктива и назначения».
Шкив на ВСС-1 работает только три года, но специалисты, которые регулярно осматривают подъемные механизмы, заметили тенденцию к медленному разрушению стандартного шкива, пояснил спикер. В итоге было разработано техническое решение, способное увеличить продолжительность его работы. Для этого потребовалась замена стандартного шкива на шкив с более усиленной конструкцией, разработанный специально для «Скалистого» в белорусском Солигорском институте проблем ресурсосбережения с опытным производством. Старый шкив весил 6,88 тонны, вес нового – 10,26 тонны, он имеет усиленную конструкцию, обеспечивающую надежную работу в течение десяти лет.
Впечатляют не только габариты важного механизма, но и скорость его замены. Работы провели в течение суток! Иначе нельзя: рудник не выполнит планы по добыче.
Огромные «колеса» всегда доставляют на рудники на специальных тралах и только ночью, чтобы не помешать дорожному движению. Выгрузка и доставка агрегатов до места монтажа обеспечивается с помощью подъемных механизмов. Основные операции при замене: демонтаж старого шкива, монтаж нового, наладочные работы.
Ответственную работу выполнили подрядчики – 12 монтажников с участка ПРМУ-8 и трое представителей отдела специальных маркшейдерских работ треста «Норильскшахтсервис» (входит в состав «Норильскникельремонта»). В команду вошли также двое специалистов специализированного монтажно-наладочного управления «Цветметналадка» и собственно персонал рудника.
Для замены копрового шкива необходимо было в первую очередь демонтировать старый и разместить его во временное место складирования. После подготовки посадочных мест для установки нового копрового шкива установили регулировочные пластины согласно маркшейдерской съемке.
Следующий этап монтажа стал одним из самых сложных и требующих четкости к выполняемой работе. Нужно было поднять копровой шкив весом более десяти тонн с отметки +3,6 метра на отметку +45,6 метра копра через монтажные проемы копра ВСС-1 кран-балкой, работающей на пределе своих возможностей.
Затем наступает самая кропотливая работа совместно с маркшейдерами и наладчиками по выставке подшипников и самого копрового шкива по точке схода головного каната.
«Самое ответственное – это, конечно же, наладочные работы. Чтобы соблюсти все нормы и добиться стабильной работы в дальнейшем, шкивы выставляются до миллиметра», – пояснил Михаил Слупский.