#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом подъемных кранов в НПР занимается участок монтажа и ремонта грузоподъемных и перегрузочных машин предприятия «Норильсктрансремонт», входящего в состав общества «Норильскникельремонт». О его работе рассказал заместитель начальника по производству ремонта карьерной техники ПО «Норильсктрансремонт» Казбек Джикаев.
– Казбек Васильевич, сколько человек работает на участке монтажа и ремонта грузоподъемных и перегрузочных машин, какие профессии главные?
– Штат на сегодняшний день 35 человек. Инженерно-технические работники участка, ремонтный персонал, который задействован на перебазировках и ремонте кранов: монтажники, слесари, электрогазосварщики, электромонтеры – и наш прекрасный женский пол, который управляет башенными кранами.
– К каким предприятиям приписаны краны НПР?
– В 2021 году на уровне руководителей Норильского дивизиона прошло совещание, на котором обсуждали вопрос трансформации деятельности непрофильных активов. В конце года принятое решение было реализовано: передать мостовые, портальные и башенные краны «Норильскпромтранспорта» (ООО «НПТ») в подразделения Заполярного филиала «Норникеля» и российские организации корпоративной структуры, входящие в группу компаний «Норильский никель».
В связи с трансформацией деятельности и переходом «НПТ» в состав Заполярного филиала парк башенных кранов в количестве 20 единиц перешел на баланс «Норильскникельремонта», портальные краны – на предприятие «Единое складское хозяйство», мостовые перешли частично в Норильский обеспечивающий комплекс, Заполярную строительную компанию и АТО «ЦАТК». Самоходные краны остались в АТО «НПТ».
– И всеми занимается ваш участок?
– Помимо монтажей башенных, мостовых, козловых и самоходных кранов, мы еще проводим текущие ремонты и техническое обслуживание подъемных сооружений на всех объектах НПР, где присутствуют краны, за исключением кранов, находящихся внутри цехов заводов. На постоянной основе у нас базируется бригада по обслуживанию портальных кранов на территории ПЕСХ – для поддержания работоспособности во избежание срыва отгрузки материалов для рудников и заводов НПР круглый год, особенно в навигационный период, так как краны работают в этот период круглосуточно.
– Какие крановые переезды планируются в наступившем году?
– Чаще всего под перебазировки попадают краны башенные и самоходные, которые задействованы на летних ремонтах зданий и сооружений Заполярного филиала. Эти мероприятия проводятся согласно линейному графику расстановки башенных и самоходных кранов на объектах летних ремонтов производственных зданий и сооружений на 2022 год. Согласно этому графику предстоит перебазировать восемь кранов, 26 кранов необходимо подготовить к периоду летних ремонтов зданий и сооружений, чтобы максимально исключить простои. Ну и, возможно, появятся краны, не запланированные в графике, которые надо перебазировать в срочном порядке.
– На каких объектах работаете прямо сейчас?
– На сегодняшний день у нас перебазировка башенного крана КБ-674 с измельчительно-флотационного цеха НОФ на кислородную станцию НМЗ. Кран этой марки у нас в НПР остался последний. КБ-674 – полноповоротный, на рельсовом ходу, башня неповоротная, предназначен для механизации строительных работ нулевого цикла. Для возведения надземной части здания используется этот же кран: наращивают башню, меняют длину стрелы на 35 метров и на 50 метров. Остальные узлы и механизмы перемонтажа не требуют. Он очень востребован ввиду своей большой грузоподъемности на максимальном вылете стрелы 50 метров – 7,5 тонны. Самые важные моменты в данной перебазировке – это наличие благоприятных погодных условий и предоставление спецтехники.
– Давайте напомним габариты белорусских кранов КБ-515.18, которые строили перинатальный центр, спорткомплекс «Айка». Они же основные из тех, что монтируются в суровых климатических условиях, и самые высокие?
– Да, в суровых климатических условиях у нас монтируются-демонтируются в основном башенные краны КБ-515.18, также самоходные краны ДЭК-631А на гусеничном ходу в башенно-стреловом исполнении и ДЭК-251 меньшей грузоподъемности. Их мы тоже разбираем, перевозим на новые строительные площадки на трале, лесовозе, спецвозе и там собираем под очередные ремонты объектов Заполярного филиала.
КБ-515.18 предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве, это башенный кран с поворотной башней и балочной стрелой. У него стрела в исполнении 60 метров, что очень удобно для строительства: он охватывает большую зону работы. Максимальная высота подъема горизонтальной стрелой – 72 метра. Скорость подъема – от 28 до 56 метров в минуту. Опорный контур 8,5х8,5 метра, общая масса крана – 169 тонн, масса монтируемых элементов – до 10 тонн. Наращивание башни производится в ее верхней части с помощью монтажной обоймы с гидравлическим шаговым приводом. Кабина машиниста может быть установлена на разные уровни по высоте башни. Узлы крана перевозятся на стандартных транспортных средствах в пределах габарита по ширине 2,5 метра. Высота установки кабины может быть разной, начиная от 22 метров.
– Сколько в НПР таких белорусских кранов?
– В НПР их осталось шесть. Но в скором будущем мы планируем пополнить наш парк кранами такой модификации.
– Насколько уместно сравнивать вашу работу со сборкой конструкторов лего?
– Можно сравнивать, конечно, и с лего, только габариты наших «игрушек» совсем не детские. Ну и конечно же, без прохождения специального обучения невозможно заниматься сборкой таких огромных «игрушек».
– Как их собирают, какие болтовые соединения нужны для этого гигантского лего?
– Все делается согласно руководству по монтажу. Основу башни КБ-515.18 собирают автокраном, корневую секцию и стрелу – тоже, башню наращивают – составляют из секций по пять метров. Практически все конструкции крана между собой скрепляются с помощью клинового соединения и фиксируются прижимной планкой. Это ускоряет монтаж крана.
– Стрела 60 метров, а внизу могут быть люди, машины. Это не опасные перемещения?
– Кран оснащен системой безопасности грузоподъемных кранов, включающей в себя функции ограничителя грузоподъемности, координатной защиты, встроенного регистратора параметра, ограничителя рабочих движений.
У нас есть сотрудники – электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования Геннадий Сенатор, Николай Рыжиков, Дмитрий Савинных и другие, которые также обучены на наладчиков приборов безопасности и отвечают за монтаж и настройку прибора безопасности марки ОНК-160Б – ограничителя нагрузки крана. Они ежегодно подтверждают свою квалификацию.
В ограничитель вносятся необходимые параметры и координаты, которые не допускают перегрузки крана. Прибор показывает, на каком вылете находится грузовая тележка, которая перемещается по стреле. Также ограничивается радиус поворота крана, согласно координатам проекта производства работ.
– У вас надежная команда?
– Работники участка – не из «простых». Здесь нужны высококвалифицированные специалисты, прошедшие специальную подготовку и обучение, без каких-либо медицинских ограничений. Люди, задействованные на монтажах и ремонтах, должны быть обучены и смежным профессиям, в частности иметь удостоверение стропальщика. Должны разбираться в грузозахватных приспособлениях. Работникам необходимо знать правила оказания первой помощи на случай чрезвычайных ситуаций.
Самое главное – это опыт и согласованное взаимодействие работников, а также благоприятные погодные условия. Конечно же, не каждый человек сможет работать на таком участке – этот труд считается особо опасным. Мороз, полярная ночь, ветер, дождь, стесненные условия, загазованность объектов, на которых монтируются краны… Ну и самое основное – это работа на высоте (порой высота смонтированного крана с поднятой стрелой достигает 80–90 метров). Зачастую туда приходится добираться в страховочном снаряжении и с необходимым для работы инструментом, что доставляет особые неудобства. Но благодаря опыту наших специалистов и слаженности в работе преодолеваются любые трудности. Как говорится в пословице, глаза боятся, а руки делают.
– Лично вам ведь тоже приходится бывать на сборке таких объектов?
– Конечно, без этого никак. Есть работы, которые должны проходить под наблюдением должностного лица, отвечающего за соблюдение правил по охране труда, требований инструкций по монтажу, за оформление наряд-допусков, прохождение необходимых инструктажей на объектах выполняемых работ и так далее. Раньше, когда я работал в должности старшего мастера, находился постоянно на объектах и непосредственно руководил процессом. На сегодняшний день в моей работе больше планирования, совещаний и согласований будущих работ с заказчиком.
– Все сотрудники участка исключительно молодые люди?
– За годы работы коллектив участка очень сильно поменялся, взрослое поколение заслуженно отдыхает на пенсии, а более молодые заняли их место.
– А если у кого-то боязнь высоты?
– Без этого тоже никак, бывают и такие случаи. Но участок настолько сплочен и взаимная поддержка между работниками настолько велика, что преодолевается не только боязнь высоты, но и решаются многие другие сложные ситуации. Ежегодно все проходят медкомиссию, направляются на различные необходимые обучения, в том числе по верхолазным работам.
– Кто наиболее опытные работники участка?
– Из поколения самых опытных, конечно же, остается наш бригадир-наставник Андрей Николаевич Желтов, передающий знания более молодым. Ну и сказать, что кто-то из них более или менее опытный, нельзя. Всех пофамильно не перечислить, но многих работников данного направления можно смело назвать Специалистами, которые знают свое дело. Это Иван Пушкин, Иван Винокуров, Игорь Шмаков, Максим Максимов и другие ребята.
– Ваши коллеги когда-то рассказывали, что люди, которые работают в таких героических условиях, ощущают себя особой кастой. Есть такое?
– Да, конечно. Работники нашей профессии по праву могут считаться элитой ремонтников.
– О чем еще мы не упомянули, раскрывая секреты монтажа кранов в суровых северных условиях?
– Особых секретов нет, главное – настрой. Не каждый готов выбрать профессию монтажника и работать на участке монтажа и ремонта грузоподъемных и перегрузочных машин – только человек с характером и особой закалкой.
Какие бы суровые условия ни были, но цель у нас одна: в первую очередь – работа с соблюдением всех требований по ПБиОТ, недопущение нарушений кардинальных правил, травматизма, избежание аварийных ситуаций, создание обстановки, при которой работники не смогут нарушать и создавать опасные условия для себя и окружающих. Важно также стремиться к дальнейшему развитию своих профессиональных навыков.
Ранее мы писали об испытаниях в «Норильскникельремонте» квадрокоптера, о прошедшем в «ННР» конкурсе профмастерства слесарей.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.