Норникель

Новый «Норникель»: стратегия в действии

image

26 июня компания «Норникель» в прямом эфире корпоративного YouTube-канала https://www.youtube.com/user/NornikOfficial/live. Презентация отчета в области устойчивого развития под названием «Новый «Норникель»: стратегия в действии». В отчете раскрыты основные принципы и подходы, а также результаты и достижения компании в этом направлении.

«Норникель» одним из первых в России стал выпускать публичные нефинансовые отчеты. Сегодня это чрезвычайно полезный документ, который отражает уровень социальной ответственности компании.

Участники прямого эфира – старший вице-президент – руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью Лариса Зелькова, статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления Дмитрий Пристансков, директор департамента маркетинга Антон Берлин. Из первых уст  все самое важное о «Норникеле».

Онлайн-трансляция прямого эфира также на сайте «Таймырский Телеграф».

Компания движется устойчиво

В приветственном слове к отчету об устойчивом развитии президент «Норникеля» Владимир Потанин отметил:

«Для «Норникеля» 2018 год стал важным во многих отношениях. Компания подготовилась к значительному увеличению производства, связанному с вводом новых горнодобывающих мощностей, ростом обогатительных производств, разработкой новых месторождений. Одновременно с этим были запущены ряд крупных модернизационных и экологических проектов, главным из которых стал «Серный проект», стартовавший в сентябре на Медном заводе».

«Норникель» активно движется по пути повышения эффективности производства. Передовые управленческие практики и активное внедрение цифровых технологий влияют на рост стоимости компании в неменьшей степени, чем богатство руд.

По словам Владимира Потанина, в минувшем году был сделан большой шаг в деле развития главного ресурса – человеческого капитала. «Здесь, как и во всех других сферах, мы движемся в сторону повышения эффективности наших работников, их вовлеченности в общее дело, развития культуры безопасного труда», – подчеркнул глава компании.

Высокий уровень социальной поддержки «Норникеля» определяет его ведущие позиции в ряду наиболее привлекательных работодателей отрасли. В свою очередь, «Норникель» считает обеспечение безопасности и достижение нулевого травматизма на производстве ключевой целью и продолжает реализацию программ, направленных на улучшение ситуации в этой сфере.

В 2018 году «Норникель» стал одной из самых прибыльных диверсифицированных горно-металлургических компаний в мире. Результаты этого года и текущие макроэкономические тренды придают компании прочности и гарантируют объем инвестиции в устойчивое развитие, связанные в первую очередь с экологией.


За прошедший год компания реализовала ряд масштабных проектов в регионах присутствия, в том числе в области градостроительства, образования, культурного и социального предпринимательства.

Компания является одним из лидеров практики создания публичной нефинансовой отчетности в России. Начиная с 2003 года «Норникель» ежегодно выпускает отчеты в области устойчивого развития, которые регулярно получают признание экспертного сообщества и жюри международных и федеральных профильных конкурсов.

Эксперт в области устойчивого развития – соучредитель и исполнительный директор Future-Fit Foundation (Великобритания) Мартин Рич:

– Устойчивое развитие приобретает все большую важность, поскольку мы начинаем осознавать критические последствия изменения окружающей среды. Бизнес не может процветать и жить благополучно, если неблагополучны планета и общество. Мне кажется, компании начинают задумываться о своем корпоративном предназначении, о вовлечении местного сообщества, сотрудников. Показать каждому человеку, как его действия могут изо дня в день менять ситуацию, – это принципиально важно, и надо в этом процессе дойти до каждого работника, помочь понять: ваша повседневная работа меняет наш мир. Вопросы устойчивого развития начинают интересовать многие крупные российские компании, они действительно начинают искать пути решений.

 Новые возможности для роста

Директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин:

– Концепция устойчивого развития очень многогранна, если сосредоточиться на том аспекте, который связан с рынком и сбытом продукции, то это настойчивое требование, которое постепенно усиливается. И если раньше инвесторы смотрели только на узкие аспекты, например урон окружающей среде, нарушение норм промышленной безопасности, то сейчас концепция стала более широкой, всеобъемлющей. Если сложить ее кратно: от поставщиков требуется продемонстрировать, что бизнес в принципе жизнеспособен в долгосрочной перспективе, что он смотрит на все аспекты своей деятельности не только с экономической точки зрения, но и социальной, экологической.

– Приверженность принципам устойчивого развития, безусловно, влияет на стоимость бизнеса. Инвесторы сегодня очень внимательно смотрят не только на инвестиционный рейтинг компаний, но и на показатели устойчивого развития. Потребители сегодня более требовательны, они смотрят на предприятие именно для того, чтобы понять, насколько реализуется концепция устойчивого развития – начиная от таких аспектов, как организация рабочих мест, бытовые условия для сотрудников, что делает компания для своей территории. Предполагается, что устойчивое развитие предприятия связано с тем, что компания интересуется жизнью своих сотрудников и развитием территории, где предприятие находится, все это подвергается непосредственному очному рассмотрению представителями крупных компаний.

 Цели и приоритеты

Вице-президент – руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью Лариса Зелькова:

– В ближайшие пять лет «Норникель» будет реализовывать самый масштабный, дорогостоящий и инженерно-сложный экологический проект – так называемый «Серный проект». Для нас это не просто решение проблемы выбросов серы в атмосферу, но и изменение некоторых технологических процессов. Это качественная реструктуризация мощностей, которые работают в Норильске. Аналогов тому, что построит «Норникель» у себя на площадке, нет нигде в мире. Это будет революционный шаг, потому что никогда за 85 лет своей истории компания так радикально к вопросу экологии не подходила. Для нас реализация «Серного проекта» – не просто решение вопроса выбросов серы в атмосферу, но и решение технологических процессов, и качественная структуризация мощностей в Норильске и на Кольском полуострове. Она потребовала от нас инженерных изысканий. У нас будут уникальные процессы, которые связаны с нашей продукцией.

– Сегодня в обществе поменялись приоритеты, и молодежь, конечно, хотела бы работать, не только получая достойное вознаграждение, но и удовлетворение от сделанного, соблюдая баланс личного времени и работы, развивая свои таланты и способности. Формула «жить для того, чтобы работать» на сегодня перестала быть такой актуальной, как 50 лет назад. Для компании «Норникель» – это реальность, в которой мы уже находимся сегодня, будем находиться завтра. Поэтому для нас цели устойчивого развития и различные аспекты работы с сотрудниками – важнейший инструмент, прежде всего направленный на устойчивость бизнеса.

– Лозунг программы развития человеческого капитала – «Компания – это люди», актуален и сегодня. Для нас это вопрос и вызов про то, кто завтра, какой квалификации, с какой мотивацией придет работать в компанию. Ведь без квалифицированных, вовлеченных, готовых развивать бизнес сотрудников «Норникель», как и любая другая компания, жить не сможет.

 Региональное развитие

Статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления Дмитрий Пристансков:

– Устойчивое развитие – это общественный институт. В базисе заложены три интереса: человека и общества, развитие бизнеса – промышленность и экология. На этих трех китах строятся наши отношения с региональными и федеральными властями.

– «Норникель» – одна из самых современных инновационных компаний в мире. Мы внедряем новые технологии, новые экологические стандарты. У нас одна из самых масштабных экологических программ в России и одна из мощнейших социальных и благотворительных политик. Это осознанная политика – оказывать влияние на наши регионы.

– «Норникель» не только градообразующее предприятие, но и крупнейший налогоплательщик. Компания дает работу не только своим сотрудникам, но и большому количеству внешних поставщиков и подрядчиков. В том числе субъектам малого и среднего предпринимательства. Беспрецедентными можно назвать примеры нашего частно-государственного партнерства. С 2011 года «Норникель» в партнерстве с Федерацией, Красноярским краем и городом Норильском осуществляет переселение северян в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории России. Программой предусмотрено переселение в течение 10 лет более 11 тысяч семей. При этом с 2011 года приобрели жилье и переселились на материк 7 107 семей. Четверть из них осталась на территории Красноярского края. Общая сумма пожертвований компании по программе составит порядка 8,3 миллиарда рубле.

– Мы перешли от адресной помощи к грантовой поддержке социальных проектов, в этом процессе участвуют практически все жители Норильского промышленного района. Что касается проектов, которые реализует наша компания, то это и строительство «Арены-Норильск» – одного из уникальнейших спортивно-развлекательных комплексов с бассейном и аквапарком в Арктической зоне, и реконструкция стадиона, сейчас мы строим физкультурно-оздоровительный комплекс на тысячу человек. В Дудинке, в частности, при поддержке компании была построена Ледовая арена, где ежегодно в мае теперь проводится международный турнир по керлингу. Компания реализует огромное количество таких социально важных проектов.

– «Норникель» реализовал уникальный социально ориентированный проект - построил волоконно-оптическую линию связи в Норильск, решив проблему цифрового неравенства для территории. 956 километров от Нового Уренгоя до Норильска в сложнейших климатических условиях. Доступ к высокоскоростному интернету получили 180 тысяч норильчан, 20 тысяч жителей Дудинки, а также ряд других населенных пунктов Таймыра. Значимость данного проекта «Норникеля» для развития территорий очевидна, стоимость его реализации – 2,5 миллиарда рублей.

– В последние три года мы реконструировали взлетно-посадочную полосу аэропорта Норильск, это масштабный сложнейший проект, также реализованный на принципах частно-государственного партнерства. Совместно с Росавиацией мы таким образом наладили работу, что в течение трех лет, пока шла реконструкция, аэропорт продолжал принимать самолеты. И сегодня это совсем другой аэропорт с современной взлетно-посадочной полосой, отвечающий всем требованиям безопасности.

- Правительство РФ представило на общественное обсуждение законопроект о поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне, где предусмотрены разного рода преференции и меры господдержки. Причем в основном они рассчитаны для субъектов малого и среднего предпринимательства. «Норникель» также активно вовлечен в эту повестку: например, недавно состоялось подписание соглашение между компанией и Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.

Слово эксперту

Директор Департамента корпоративного управления и устойчивого развития, партнер одной из старейших российских консалтинговых и аудиторских компаний ФБК, член Управляющего Совета Национальной сети Глобального договора ООН Владимир Скобарев:

– Россия, как член ООН, полностью разделяет цели устойчивого развития. Одним из подтверждений этого является то, что сейчас развернута работа по подготовке добровольного обзора РФ по достижению целей устойчивого развития, он будет представлен в ООН в 2020 году. В рабочую группу по подготовке данного обзора входят десятки представителей организаций, в том числе и бизнеса.

Российские лидеры устойчивого развития вплотную подошли к необходимости реально интегрировать цели устойчивого развития в свои стратегии, бизнес-модели. «Норникель», на мой взгляд, последовательно движется по этому пути. В этом году, согласно презентуемому отчету, проведена инвентаризация деятельности «Норникеля» в разрезе целей устойчивого развития. Компания не просто заявила, а посчитала, какие у них проекты связаны с какими целями, выделила наиболее важные цели. Это дает хорошую основу для дальнейшей работы, которая позволит компании, как она считает, дальше еще лучше оценить влияние целей устойчивого развития на риски и возможности бизнеса и как-то дальше интегрировать это в свою стратегию.

Читайте также

Смотрите также