Путь к этим красотам начинается в аэропорту норильского поселения Хатанга. Отсюда путей во все стороны немного – только по воздуху, по рекам или морю. Впереди у команды Агентства развития Норильска долгий путь, и уже сверху исследователи нового перспективного туристического маршрута сразу же оценивают проносящиеся под вертолётом красоты. Планы по разведке этого направления Агентство развития Норильска вынашивало с прошлого года, когда оценивало другой маршрут – к Дудинским водопадам.
Светлана Рубашкина, директор Агентства развития Норильска:
«Разрабатываем инвестиционный проект по созданию туристского кластера на нашей территории. И очень важно найти те места, которые могут привлекать поток туристов, при этом не просто показать им красивое место, но сделать его удобным, комфортным, для того, чтобы добраться, расположиться, увидеть эту красоту, впечатлиться».
И вот, спустя год за иллюминатором проносится Анабарское плато, леса и тундра, бесчисленные реки и озёра. А вот и первая находка – настоящий клад для исследователей и туристов. Знакомьтесь, Ли-2, бортовой номер «СССР Н461», год выпуска – 1943-й. На его носовой части ещё можно различить выцветшую надпись – «полярная авиация». Как удастся установить позже, этот советский трудяга принадлежал полярной авиации главного управления Севморпути, а последняя посадка была жёсткой. 11-го мая 1953 года этот борт взлетел из Хатанги и направился на остров Двойной. Через час с небольшим в одном из баков закончилось топливо, но командир не разрешил перекачку из другого бака. Один двигатель отказал. Самолёт постепенно снижался с 800 метров, экипаж поздно нашёл нужное решение, но, остановившийся мотор не запускался. Пришлось даже сбросить 500 килограммов груза, однако жёсткая посадка была неизбежной. Десятилетний трудовой путь Ли-2 закончился на этом плоскогорье среди больших камней в 220 километрах южнее Хатанги. Эвакуировать его отсюда невозможно, как и отремонтировать – слишком далеко от цивилизации. Об этом задумались ещё после жёсткой посадки. Как видно на этом старом снимке, самолёт хорошо сохранился, хотя приборы и часть обшивки сняли уже тогда. Судьба экипажа, чья ошибка едва не привела к трагедии – теперь занятие для исследователей истории. А пока самолёт остаётся на месте. Впереди группу ждут реки Котуй, Верхняя и Нижняя Нале с каменистыми порогами и спокойным течением, и отвесными скалами.
Светлана Рубашкина, директор Агентства развития Норильска:
«В конце июня у нас здесь был инфотур с международными туроператорами, и мы пролетели над Путорана, и, собственно, от них получили запрос, что они хотят, чтобы для тех туристов, которые могут приехать на Таймыр, был не только один вертолётный маршрут, а их было несколько разных, в разной части нашей территории, и, собственно, этот маршрут, Хатанга – Котуй, это одна из исследовательских поездок для того, чтобы посмотреть, какой ещё может быть маршрут предложен для тех, кто хотел бы узнать больше о Таймыре, и, собственно, этот маршрут, он сможет стать новым якорем, который привлечёт внимание не только тех, кто живёт на территории, но и тех, кто её хочет узнать, живут за её пределами».
Здешними красотами можно любоваться долго, однако впереди ещё немало открытий и находок.
Анастасия Король, специалист Агентства развития Норильска по направлению «Развитие туризма»:
«Это заброшенные шахты по добыче нефрита, на территории которых, как нам сказали, когда-то были лагеря ГУЛАГа. Данные объекты вместе могут составить очень интересный, неизведанный, необычный для нашей территории маршрут, который будет интересен туроператорам и в перспективе может стать одним из ключевых».
Вот эти старые нефритовые шахты. Ржавые остатки вездеходной техники, выбеленные суровым арктическим климатом остовы домов. Когда-то здесь открытым способом добывали нефрит, теперь тут запустение. История этого места, что в 87 километрах от Хатанги, большая загадка. Кто здесь жил и работал, по чьему велению складывались судьбы – вопросы для историков. А за вертолётным иллюминатором проплывает посёлок Каяк. Это яркий образец того, как работает экономика страны. Когда-то поселение само себя обеспечивало. Здесь добывали уголь до тех пор, пока его давали шахты. Когда кончилось природное топливо, отсюда ушли и люди. Добраться в Каяк можно, лишь преодолев 56 километров на вертолёте или лодке.
Целый день полётов позади. Итоги впечатляют. Общая протяжённость потенциального туристического маршрута – 1200 километров. Сейчас результаты поездки обрабатывают, готовятся карта и описание направления.
Максим Миронов, заместитель директора Агентства развития Норильска по развитию городской среды и туризма:
«Мы сможем сложить маршрут. Отметили геолокации тех наиболее интересных мест, которые мы сегодня посетили, и есть теперь возможность сложить такой туристский маршрут, который будет наиболее краткий, и снизится стоимость для туристов».
Ален Бурнашев, Геннадий Зверев
Новости Северного города