На Надеждинском металлургическом заводе полным ходом идет расчистка водоотводных каналов по периметру хвостохранилища, по которым будут уходить талые воды и воды реки Буровой. Такие меры необходимы, чтобы гидротехническое сооружение не переполнилось и техногенные отходы не попали в окружающую среду.
В эксплуатацию хвостохранилище запустили в 1979 году. На сегодня его площадь составляет 15 квадратных километров. Объем гидротехнического сооружения равен 40 миллионам кубометров. Сюда с НМЗ поступают отходы гидрометаллургического передела, так называемые отвальные хвосты. Храниться они будут до тех пор, пока не появятся технологии, с помощью которых такие отходы можно будет переработать. Пока с помощью насосной станции обратно в производство возвращают осветленную воду, с которой хвосты приходят в хвостохранилище.
Оборудование водоотводных каналов вокруг чаши хвостохранилища – необходимость. Если этого не делать, талые воды и воды реки Буровой переполнят гидротехническое сооружение. А это может привести к гидродинамической аварии.
«Подготовка к паводку водоотводных каналов у нас проходит по графику. В круглосуточном режиме работает шесть единиц тяжелой техники. На сегодня каналы готовы на 50%. Завершить все планируем к 18 мая», – говорит начальник цеха обезвоживания и складирования концентрата НМЗ Владимир Бабаков.
Длина водоотводных каналов составит порядка 9 километров. Глубина от 4 до 5 метров, а в некоторых местах и 9 метров.
«Перед началом работ проводили оценку снеговой нагрузки, выяснилось, что в этом году придется расчистить снега в полтора раза больше, чем в прошлом. Это порядка 350 тысяч кубометров. Хотя объем работы и больше, в сроки мы уложимся», – отмечает начальник участка гидротехнических сооружений и гидротранспорта цеха обезвоживания и складирования концентрата НМЗ Сергей Тишко.
Как раз участок Сергея и контролирует весь процесс. А после 18 мая водоотводные каналы будет принимать общезаводская комиссия, в которую войдут специалисты Ростехнадзора. Такие гидротехнические сооружения, как хвостохранилище, относятся ко второму классу сложности, поэтому за тем, как они эксплуатируются, следит и данное ведомство. В итоге комиссия составит акт о готовности каналов пропускать паводковые воды.