Замену шкивов провели специалисты треста «Норильскшахтсервис». Подъемная машина Siemag вновь работает и поднимает на-гора богатую руду «Скалистого».
Рудник «Скалистый» – ключевой инвестиционный проект «Норникеля», в значительной мере определяющий перспективу развития минерально-сырьевой базы компании. Сдача в эксплуатацию ВСС-1 в декабре 2016 года имела стратегическое значение. К тому времени ВС-9 и ВЗС-1 уже не справлялись с подъемом руды на-гора. Когда на помощь пришел ВСС-1, дело стало спориться.
ВСС означает «вентиляционно-скиповой ствол», служит он для проветривания горных выработок и подъема скипов – емкостей с рудой. ВСС-1 уходит вглубь на 1160 метров, копер же возвышается над землей на 61,5 метра. Это высота 20–25-этажного дома. Здесь и происходит подъем такой нужной «Норникелю» богатой руды, содержащей много ценных компонентов.
Копровые шкивы подъемной машины Siemag крутятся на отметке +45 метров. Сердце механизма – мощные канаты, перекинутые через вращающиеся гигантские шкивы, которые отпускают пустые скипы и поднимают их на-гора, загруженные рудой. Устройство работает по типу лифта: уравновешенная система, два каната, два скипа. Когда один наверху, другой на загрузке в шахте на горизонте –970 метров. Скорость движения механизма – 12 м/сек, время подъема около 120 секунд. 27 циклов – 27 скипов в час. Каждый скип – это 6 кубов, или 14,5 тонны полезного груза. Только у одного ВСС-1 расчетная производительность 1 млн 121 тыс. тонн богатой руды в год. Это притом, что стволы всех талнахских рудников сегодня выдают 13 млн тонн сырья.
Внеплановая замена шкивов подъемной машины ВСС-1 остановила процесс, но всего на три дня – благодаря наличию в НПР такой организации, как «Норильскникельремонт». За рекордный срок специалисты треста «Норильскшахтсервис», входящего в «ННР», заменили агрегаты диаметром 5 метров и весом 7,5 тонны каждый.
Пять метров – это практически высота двухэтажного дома, а вес шкива такой же, как у африканского слона. Учитывая габариты и сроки, слово «сервис» здесь приобретает масштабное значение. Таким сервисом занимаются только специально обученные специалисты.
«К подобным работам мы готовим каждого участника таких замен, – пояснил Антон Горбунов, исполняющий обязанности начальника подземного ремонтно-монтажного участка №8 «Норильскшахтсервиса», выполнявшего непростую операцию. – Повышаем квалификацию, чтобы человек был готов к выполнению задач, которые требуют очень большой концентрации и отдачи сил».
Со стороны задача извлечь из копра наружу пятиметровое семитонное колесо и занести внутрь новое кажется архисложной. Ведь поблизости не видно проемов соответствующей высоты. Разве что разобрать крышу?
В этом нет необходимости, объяснил Антон Горбунов. Инженеры, проектировавшие сооружение, конечно же, имели в виду ремонты механизмов. Копер разделен на отметки обслуживания, на каждой есть монтажные проемы с лядами (если по-простому, с большими крышками). Кроме того, шкив – разборный, состоит из трех сегментов: двух полуободов, которые крепятся к центральной оси.
В таком виде гигантские шкивы и прибыли на ВСС-1 на специальном трале. Их разгрузили на предварительно изготовленную стапель-платформу, собрали и через открытые монтажные проемы при помощи копрового крана доставили на отметку +45. Предварительно был демонтирован старый шкив.
При сборке новых шкивов потребовалось закрутить 128 болтов со своими моментами затяжки и 8 болтов на соединение ободов. Призонные болты (их длина от 150 до 250 мм) должны входить в отверстие шкива с точностью до десятых миллиметра, рассказал Антон Горбунов. Закручивают их гайковертами, а до момента затяжки доводят специальными динамометрическими ключами. Вес объекта 7,5 тонны для участка ПРМУ-8 не предел, пояснил Антон Горбунов:
«Мы больше занимаемся капитальным строительством, монтируем крупногабаритные подъемные машины немецкого производства на стволах рудников. Скипы, сами сосуды, которые поднимают горную массу, весят 27 тонн. Для их замены требуются проходческие лебедки грузоподъемностью 45 тонн. Мы с техотделом прорабатываем и на месте производства работ просматриваем, как это негабаритное оборудование можно провести в сечение ствола или поднять на ту или иную отметку копра. Если это невозможно сделать существующими проемами, также могут разрабатываться мероприятия по расширению проемов или демонтажу одной из стен, чтобы можно было осуществить монтаж непосредственного оборудования».