Рудник «Заполярный», вошедший в состав предприятия «Медвежий ручей», снова на взлете. Отработка рудного массива месторождения Норильск-1 по проекту 1979 года закончится в ближайшие два года, но найдены новые решения, и разработан новый проект. Согласно этому документу рудник вместе с карьером открытых работ через несколько лет будет ежегодно выдавать 9 миллионов тонн руды. Увеличение объемов начнется поэтапно начиная с 2020 года.
Разработка месторождения Норильск-1 начиналась еще в 1930-е годы. Сегодня историческое место входит в контекст современной истории, старые подземные выработки наполняются новой техникой от ведущих мировых производителей. В частности, внутри горы, кроме подземных автобусов, появились два внедорожника Paus, на одном из которых повезло прокатиться и журналистам «Северного города».
Вадим Дьяченко, водитель одного из внедорожников, рассказывает, что машины предназначены для перевозки мастеров и инженерно-технических работников. До этого они ездили на подземных автобусах, гонять которые по протяженным подземным дорогам из-за одного-двух пассажиров не совсем логично.
На отметке –63 (от поверхности 400 метров, но поскольку «Заполярный» расположен внутри горы, точки отсчета здесь иные, чем на талнахских рудниках) трудится новенький бутобой Sandvik LH410, сделанный на базе ПДМ.
Машина красного цвета в выработке, освещаемой исключительно за счет фонарей на шахтерских касках, олицетворяет собой прогресс и новую эру в истории рудника. Бутобой, как орехи, колет огромные глыбы, остающиеся после очистных работ. Их не примут на обогатительной фабрике, так как они выведут из строя дробильное оборудование.
«Раньше крупные негабаритные куски собирали на площадках, потом ручным способом перфораторами разбуривали шпуры для закладки взрывчатки. Взрывник это все взрывал, – рассказывает главный инженер рудника Артем Мильков. – Участвовало много людей, процесс получался трудоемкий и небезопасный. В данный момент при покупке этой установки повысились производительность и безопасность выполнения работ».
В нескольких метрах от бутобоя новенькая погрузочно-доставочная машина Caterpillar R1600H тащит к рудоспуску 10 тонн горной массы. Артем Мильков поднимает один выпавший из ковша кусочек, с одной стороны он отливает никелевым блеском. Это образец – привет из уже завершающегося витка истории рудника. Новый начинается в карьере открытых работ, куда из-под земли через портал выруливает внедорожник Paus. Сюда, наверх, выехал и новенький подземный самосвал Sandvik TH540 грузоподъемностью 40 тонн, в мае-июне на «Заполярный» прибыло два таких.
В 2019 году на рудник по программе повышения эффективности производства поступили также две буровые установки анкерного крепления и два буровых станка фирмы Sandvik, машина для доставки бетонов и растворов компании Normet, кроме того, вспомогательная техника от Paus: машина для доставки взрывчатых материалов, подземный автобус, подземный топливозаправщик. В начале 2020 года ожидается поступление самоходной буровой установки с телескопической балкой компании Sandvik и машины для зачистки межрельсовых путей и канавок фирмы Paus.
По программе обновления парка СДО шахты рудника в 2020 году планируется замена восьми единиц оборудования на сумму около 370 млн рублей. Это три погрузочно-доставочные машины Caterpillar различной грузоподъемности и пять вспомогательных. Одна из них, фирмы Normet, предназначена для механизированного заряжания взрывчатых веществ, в том числе эмульсионных, другая, производства компании Paus, – для зачистки межрельсовых путей и канавок. В новом поступлении техники также два подъемника для монтажа оборудования и ручного заряжания взрывчатых веществ производства Normet и один подземный топливозаправщик Paus.
О масштабах разворачивающихся в «Медвежьем ручье» работ можно судить уже по поступлениям новой техники.