Вот уже пять лет «Норникель» помогает создавать благоприятные условия для развития территорий присутствия. Это Чита и Газимуро-Заводский район, Мончегорск и Печенгский район, Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий район. Только в нашем городе реализовано более 320 проектов на общую сумму 285 миллионов рублей.
День рождения программы отметили во Дворце культуры. В зале собралась лишь немногая часть норильчан, которые стали участниками тех, или иных мероприятий по направлениям программы. Всего их три: партнерство, развитие и инновации.
В рамках первого направления в Норильске реализуется социально-конструкторское бюро. Таким образом, местные некоммерческие организации, волонтеры и просто активные граждане учатся социальному проектированию. В дальнейшем свои идеи люди заявляют на конкурс социальных проектов (За пять лет было подано 1213 заявок). Победители получают гранты на воплощение своих идей в жизнь. Среди реализованных самые яркие это: PolArt-резиденция, Ресурсный центр НКО, Школа краеведа, дворовые праздники «Привет, сосед», зона отдыха «Сад камней», Дворовая хоккейная коробка и другие.
«Многие проекты продолжают существовать и за пределами благотворительной программы, – отмечает начальник управления благотворительных программ ЗФ «Норникеля» Наталья Дунаева. – Например, «Фестиваль северной ягоды». Он появился на свет именно как грантовый проект. Сейчас это самостоятельное мероприятие, которое стало культовой и узнаваемой историей в Норильске. И таких примеров масса, это значит, что «Мир новых возможностей» – отличная платформа для различных людей».
Не менее значимым и интересным является городское мероприятие Форум социальных технологий. Пять прошедших форумов посетили 5700 человек. Еще более популярен ПикНик «Город – это мы!». За четыре года на нем побывало 7 тысяч человек.
Поддерживает «Норникель» и национальные объединения. На грантовые средства прошлым летом в Талнахе организовали тюркский праздник «Заполярный Сабантой». На его проведение компания выделила миллион рублей.
«Целью было познакомить норильчан с этим хорошим праздником, ведь именно таким образом тюркские народы отмечали окончание полевых работ. Дословно сабан переводится как «плуг», той – «праздник». К тому же наша современная молодежь уже и не знает таких подробностей, национальных праздников и традиций. «Заполярный Сабантой» стал своеобразным напоминанием для нового поколения», – рассказал председатель совета общественной организации «Местная ногайская национальная культурная автономия» Кумыкбий Ибрагимов.
Второе направление программы – развитие. Здесь идет поддержка социального предпринимательства, а для этого в Норильске проводят специальные курсы по этой теме. За пять лет их прошли 350 человек. Из 46 проектов, которые дошли до инвестиционной сессии, победителями стали 11. На реализацию этих бизнес-идей в качестве возвратного беспроцентного займа от «Норникеля» было выделено более 54 миллионов рублей. Так, в городе появились ателье-студия «Лайм», клуб грудничкового плавания «Белый медвежонок», детский развивающий центр «Чудо-дети».
Третье направление программы – инновации. Научно-технический марафон «Арктик-PRO», фестиваль научных открытий Arctic Wave, конкурс изобретателей I MAKE, Школа городских компетенций – все это реализуется в рамках этого раздела «Мира новых возможностей».
И вот по итогу пятилетней работы благотворительная программа обновилась. На 30 миллионов увеличился грантовый фонд конкурса социальных проектов. Теперь это самый большой грантовый фонд в стране, отмечает начальник управления благотворительных программ «Норникеля» Игорь Сухотин.
«Еще одно новшество – онлайн-платформа программы. Заявки на участие в «Мир новых возможностей» можно будет подавать, не выходя из дома. Современно и практично. Новым веянием также стал и конкурс изобретателей I MAKE, который недавно стартовал в Норильске. Компания решила поддержать новые технологии, изобретателей и их идеи. Кроме того, теперь у нас появились акселераторы как для НКО, так и для социальных предпринимателей», – отмечает Игорь Сухотин.
Изменились и названия направлений благотворительной программы. «Партнерство» превратилось в глагол «Развивай», «Развитие» – в «Действуй», «Инновации» – в «Создавай». Таким образом «Норникель» призывает людей действовать. Ведь компания заинтересована в устойчивом развитии территорий своего присутствия.