Лица компании

Лица компании: транспортники. Благодаря им бесперебойно стучат колеса составов

image

НОРИЛЬСК. «Северный город» – Он родом с Урала. Как уверяет интернет, в этом «опорном краю державы» с интересной историей в течение столетий выковывался совершенно особый психотип мужчины. «Для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие – вот что говорит про «суровых уральских мужиков» интернет. – Они всегда готовы к трудовым подвигам, им свойственно чувство локтя, выносливость, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность». Вот почему Александр Башкирцев и Норильская железная дорога нашли друг друга. На Предприятии технологического железнодорожного транспорта, куда Александр попал из Соликамска, работают люди аналогичного психотипа. 

Круглосуточно, круглогодично по одной из самых северных в мире железных дорог стучат колеса составов, которые соединяют между собой переделы Заполярного филиала. В вагонах едут руда и нерудное сырье, файнштейн и медные катоды, песок, технологическое оборудование разного назначения и габаритов – много чего. Каждый груженый думпкар везет десятки, сотни тонн грузов. В год выходит почти 20 миллионов тонн. 

Александр Башкирцев

Лето старший мастер участка технического обслуживания вагонов цеха подвижного состава ПТЖТ, самого большого на предприятии, называет «напряженными днями». Перевозки осуществляются тепловозами, которые тянут составы с множеством вагонов. От усиленной эксплуатации они, конечно, изнашиваются, и ремонтировать их летом сподручнее, чем в суровый мороз и ветер. Вагонов сотни, отсюда и определение «напряженные дни». Вот почему немного рассказать о себе старший мастер согласился только в выходной день. 

Башкирцев – не потомственный железнодорожник. На железной дороге работала только его бабушка по маминой линии, была какое-то время монтером пути. Отец, Юрий Иванович, всю жизнь был шофером. 

«Интерес к технике с малых лет у меня от него, – рассказывает старший мастер, исполняющий обязанности начальника участка. – Отец меня в свое время чему-то учил. Осталось, потянулось, а потом, когда я окончил автодорожный техникум и работал автослесарем в автобусном парке в Соликамске, внедрился в эту тему уже глубже. Было интересно работать не по заданию, а пробовать что-то самому: перебирал ходовую часть автомобилей и коробки передач – для себя учился. Осталось вот это желание – поделать что-то своими руками». 
Техника - его стихия

Мастером по ремонту вагонов в вагонном депо он был еще на материке. В Норильске оказался в апреле 2004-го. Немного поработал в «Норильскгазпроме», ремонтировал на Северосоленинском промысле автомобильный и тракторный транспорт. Потом перешел в электродепо «Норильсктрансремонта», где занимался ремонтами подвижного состава, вагонов, потом – на железную дорогу осмотрщиком-ремонтником вагонов. 

Как и положено «суровому уральскому мужику», Александр живет по сложившемуся веками правилу: решение задач любой ценой, готовность к трудовым подвигам. «Задачи стоят, стараешься их выполнить», – да, он именно так формулирует свое жизненное кредо. Поэтому его все время куда-нибудь выдвигают: то на конкурс «Мастер года», то вручают очередную грамоту или благодарность. 

Очередная грамота Александра Башкирцева

Родина мастера – Пермский край, город Соликамск, один из старейших городов Урала, с 1430 года живущий за счет соли. В городе много старых церквей, есть Музей соли, старинная мостовая, он долго считался воротами в Сибирь. Окрестности тоже примечательные. 

«Отец, когда в командировки ездил, меня с собой брал, если недалеко, где-то в пределах 500–1000 километров, чтобы успеть вернутся за выходные, – рассказывает Александр. – У нас там Уральский хребет проходит, местность такая – подъемы, холмы, спуски, кругом лес, красиво. Зимой своя красота, летом, когда все зелено, – своя. По зиме зайцы перебегают дорогу, лисы, лоси переходят. Пейзаж постоянно меняется и не дает зацикливаться на проблемах, они испаряются из головы». 

И получилось-таки, что он всю жизнь привязан к дорогам. Сначала ездил с отцом по уральским, потом попал на норильскую железную. Но свой Северный Урал не забывает. Отпуск семья Башкирцевых проводит у родителей в Соликамске или в уральской деревне, где рядом река Кама, лес, тайга, березовые рощи, сосновый бор, грибы-ягоды, рыбалка, охота. Потому-то свой квадроцикл Александр держит в родных местах. А воспоминания о минутах свободы от города остаются на фото в семейном архиве. Судя по снимкам, уральские мужчины, как и норильские, любят отдых, после которого нужно хорошенечко отдохнуть. 

Умеющие хорошо работать, должны и отдыхать хорошо

Есть еще одна точка касания. Как говорил французский классик, настоящий мужчина и еду себе должен уметь приготовить. «Суровые уральские мужики» умеют это, как и норильские. Ну не прям фанаты этого дела, но сейчас, когда жена Александра Ольга с дочерьми на материке, он живет по принципу «готовлю то, что захочется душе». Вот, например, один рецепт простого фирменного блюда от Александра Башкирцева: 

«Свежая картошечка, порезанная кольцами, приготовленная в микроволновке, к ней лучок, водичкой горячей обдать и потом маленько уксусом полить. Вот такое мне нравится. Ну и салатик к нему». 

На ПТО (пунктах технического обслуживания) на станциях Норильск-Сортировочная и Комсомольская бригады осмотрщиков-ремонтников с участка технического обслуживания вагонов каждые сутки осматривают подвижные составы, которые перевозят грузы Заполярного филиала. 

«Вагоны требуют своевременного осмотра и качественного ремонта, – рассказывает Александр. – Выявляется износ колесных пар, есть допустимые размеры, а есть – с которыми вагон бракуется. Такой идет в электродепо на текущий ремонт. А в эксплуатации выявляются неисправности. Допустим, что может сделать осмотрщик-ремонтник? Заменить концевые краны, тормозные колодки, отрегулировать тормозную рычажную передачу в ходовой части вагонов, устранить утечку воздуха по трубопроводам магистрали и так далее. 

Ему подвластен любой механизм

Большинство норильских ремонтников с удовольствием рассказывают о своей работе, называют ее творческой. Александр с этим согласен: 

«За столько лет многое уже стало обыденностью, но помимо повседневной текучки есть моменты узнать что-то новое. Сейчас очень много идет современного подвижного состава, парк постоянно обновляется, техника не стоит на месте. Приходят вагоны, в которых, если это возможно на ПТО, что-то можно для себя посмотреть, отметить, потрогать руками, ключ взять, покрутить-повертеть»

– На работе проблем не бывает? Или рука набита, технологии известны? 

– Те, что бывают, все решаемы. Главное – быстро понять и вникнуть. На материке, когда я начинал работать в вагонном депо, сначала был учеником слесаря по ремонту подвижного состава, потом слесарем, потом поставили мастером. Уже тогда закладывался порядок решения проблем.      

– Сколько у вас людей в подчинении? 

– На данный момент, когда я замещаю начальника участка, – сорок человек. 

– Руками работать – одно, людей по местам расставить – отдельный талант. Получается? 

– Работа же коллективная. У нас есть опытные осмотрщики-ремонтники вагонов, которые работают на железной дороге по 20–25 лет, среди них – женщина со стажем более 30 лет, есть молодые, но очень толковые ребята. Все они наперед знают, как и что нужно сделать, назначаются старшими смены и распределяют работу среди своих подчиненных, чтобы не было задержек по той же отправке груженых вагонов руды. Меня еще на материке окружали ответственные люди, которые поддерживали моральный дух в коллективе, говорили: «Пришел на работу – надо работать, остальное потом». На железной дороге все связано с движением поездов, безопасностью, поэтому нужно подходить к делу с умной, трезвой головой, ошибки бывают очень наказуемы. А когда приходят новички, их закрепляют за наставниками, которые передают им эти традиции. 

Александр Башкирцев и его железнаядорога

По всему, география железных дорог значения не имеет. Неважно, на Урале они или на Крайнем Севере, – везде нужны ответственные люди.

 

Новости с пометкой «Норникель 85»

Читайте также

Смотрите также