Это не съёмки фантастического блокбастера. Такой промышленный экзоскелет уже тестируют на реальных производственных площадках Заполярного филиала. Техника, рассказывает испытатель, хорошо. Там, например, где требовались силы двух человек, теперь без натуги справляется один.
Корреспондент Михаил Чернов:
«Итак, вес этой задвижки почти 50 килограмм, и сейчас я попробую один её куда-нибудь переместить. Тяжело, друзья, и одному без напарника мне не справиться. Напрягаются и руки, и спина, и ноги. А теперь давайте посмотрим, как это можно сделать в экзоскелете».
Всё закрутилось этой весной здесь, в Курске, на кафедре механики, мехатроники и робототехники Юго-Западного государственного университета. Первыми внимание на разработку российских учёных обратили специалисты департамента информационных технологий и цифровой лаборатории «Норникеля». Подписали соглашение о сотрудничестве, а вскоре в университет для испытаний прибыла команда норильчан. Опытные производственники оценили все прототипы в лабораторных условиях, составили список пожеланий, а когда те были внедрены, настало время полевых испытаний. У нас, на Таймыре. Ведь теперь разработчик экзоскелетов – цифровая лаборатория «Норникеля», а Курский университет – технологический партнёр.
За 4 месяца апробировано несколько версия экзоскелета. Каждый тест, говорят – это шаг к новому улучшению. Так, удалось снизить вес оборудования с 24 до 19 килограмм. Добавили пульт управления, которого не было в первых версиях. Экзоскелет стало легче надевать – теперь для этого не требуется помощь посторонних. Улучшена система фиксации на работнике. При непрерывной работе аккумулятор выдерживает полноценный 8-часовой рабочий день. Само изделие изготовлено из лёгкого и износостойкого дюралюминия, применяемого в авиастроении. И главное, экзоскелет сконструирован так, чтобы работа с тяжестями не грозила здоровью. Жёсткий спинной каркас берёт нагрузку на себя, снижает риски микротравм позвоночника.
Виктор Диконенко, заместитель главного инженера – главный технолог производственного объединения «Норильскникельремонт»:
«Здесь мы предлагаем разместить дополнительное освещение аккумуляторного типа, чтобы в случае какого-то аварийного отключения, любая кнопка – включается свет, и сотрудник спокойно выходит из опасной зоны. В принципе, мы сами разработали систему уже, мы предложим нашим коллегам, на месте не стоим».
Следующие испытания пройдут на базе Цементного завода, там запланирован ремонт клинкерной линии, и экзоскелеты смогут показать себя в условиях вполне реальной работы.
Михаил Чернов, Геннадий Зверев
Новости Северного города