#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Цифровая лаборатория на базе оператора связи «Единство», созданная в рамках программы производственных инициатив, помогает Предприятию технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) внедрять новые проекты.
Напомним, в 2018 году был создан цифровой помощник машинисту: на планшет выводится видео с камер на локомотиве, а также информация об условиях эксплуатации техники.
«Специалисты цифровой лаборатории изготовили опытный образец планшета с программным обеспечением. Машинисты опробовали его на тепловозе. Особенно работники оценили возможность видимости пути следования и состояния груза с камер. Утверждена спецификация на разработку конечного продукта, найдены контрагенты, которые специализируются на разработке подобных продуктов. На основе рекомендаций искусственного интеллекта концепцию доработали функцией ведения поезда. Дорабатываем технические требования к продукту, ведем переговоры об инициации промышленных испытаний адаптированного под нас продукта», – рассказал начальник бюро по повышению эффективности производства ПТЖТ Сергей Афанасов.
Сейчас завершаются испытания системы предсказательной аналитики техсостояния локомотива. Это ПО, которое на основе математических моделей предсказывает последствия отклонения параметров работы узла и показывает состояние локомотива на двухмерной проекции. Система может предупредить о критичных параметрах оборудования и сообщить о работе локомотива за определенное время. Кроме того, она помогает узнать причины выхода из строя узлов, найти нарушения параметров эксплуатации, оценить качество ремонта и так далее.
Как рассказал Сергей Афанасов, технология актуальна и перспективна для организации техобслуживания и ремонта техники.
«Она позволяет перейти от модели проведения ремонтов по наработке часов к модели проведения ремонтов по факту технического состояния узлов и агрегатов, предотвратить внеочередную поломку, сэкономить на ремонтах, проведение которых преждевременно», – отметил Сергей Афанасов.
Уже сейчас благодаря этой разработке в предприятии виден потенциал будущей экономии на техобслуживании и ремонте с каждой секции локомотива чуть более 300 тысяч рублей в год, всего секций 69.
«Готовятся материалы для инициации инвестпроекта для тиражирования этой технологии на весь тяговый подвижной состав предприятия. Спектр применения подобной технологии довольно широк, наш опыт может быть применен и на более сложном и дорогостоящем оборудовании компании», – отметил Сергей Афанасов.
В цифровой лаборатории в качестве решения проблемы образования жидкости в моторном масле во время эксплуатации техники предложили применить комплекс обходной фильтрации моторного масла. На тепловозе серии 2ТЭ116 уже несколько месяцев ведут испытания.
В ближайшее время планируется реализовать проект аппаратно-программного комплекса по диспетчеризации подвижного состава. Идея поможет увеличить эффективность использования подвижного состава предприятия, сделать грузоперевозки прозрачными и повысить ответственность всех участников процесса. Все это, убежден Сергей Афанасов, поможет сэкономить на содержании парка и повысить эффективность работы Заполярного филиала.
«У нас еще много потенциальных проектов. Мы много общаемся с разработчиками различных продуктов, участвуем в вебинарах и конференциях, обсуждаем, изучаем, оцениваем. Технологии не стоят на месте, однако изменять существующие процессы нужно аккуратно, поскольку здесь также работает старейший медицинский принцип – «не навреди», – резюмировал начальник бюро по повышению эффективности производства ПТЖТ Сергей Афанасов.