#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Постановку «Мальчики» по произведению Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер» в рамках региональной программы фестиваля «Золотая маска» в Норильск из Новосибирска привозил молодежный театр «Глобус». Спектакль – участник внеконкурсной программы «Детский Weekend».
Еще в 1960-х Владислав Крапивин написал советскую повесть о мальчишках с горячими смелыми сердцами. Он знал, о чем рассказывает: Крапивин был неформальным лидером детского движения на Урале, умел управлять воздушными змеями и парусами. Он знал, как устроено чудо. Спустя 55 лет книга «Та сторона, где ветер» стала отправной точкой для спектакля.
По сюжету, слепой подросток Владик склеивает лучшего воздушного змея в городе и запускает поделку в небо. Четверо мальчишек-озорников сбивают ее. Место падения змея становится судьбоносным – там Владик встречает своего первого в жизни настоящего друга.
В постановке молодежного театра «Глобус» новосибирский режиссер, автор литературной композиции и музыки Артем Терехин вместе со своим актерским ансамблем отвечают на вопросы: кто они, сегодняшние мальчики, и что заключено в этом образе, полном надежд на будущее.
Актер Алексей Корнев исполняет роль Яшки. Артист говорит, что зрелые актеры не играют детей, не транслируют их через тело, взгляд и другие инструменты – каждый просто вспоминает в себе ребенка:
«Мы все родом из детства, оттуда и рассказываем истории, – объясняет он. – У каждого были свои неудачи или успехи. Мы в процессе подготовки вспоминали, вынимали из себя то, что в обычной жизни вряд ли восстановилось бы в памяти: какие-то считалки, моменты откровений, то, как ты маленький реагировал на боль, обиду, удачу, потерю. Лично я смотрел старые видеокассеты – пытался понять: а как вот я такой получился, благодаря чему?»
В театральную версию крапивинского произведения режиссер ввел в рисунок спектакля двойника главного героя. На сцене одновременно два Генки: один – сбивающий змея из катапульты и бегущий посмотреть на соперника, второй – взрослый, много познавший и переживший. Так возникает доверительная история, где бывалый человек вспоминает детство, проговаривает щемящие моменты из прошлого, свои болевые точки. И через это приходит к познанию себя нового.
«Все спектакли ставятся о себе и про себя, – отмечает Владимир Дербенцев, исполнивший роль Генки-старшего. – Тут и у Артема Терехина его личная, больная нота отозвалась, откликнулась она и у нас, актеров. Такой ход вырос в процессе репетиций. Это ценно, потому что не привнесено извне, а родилось изнутри».
Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», рассказывает, что постановка осуществлена совместно с центром «Культурный город» в рамках театрального семейного проекта «Детки и предки. Перезагрузка» при поддержке Фонда президентских грантов. 20 октября спектаклю исполнится год. По ее мнению, каждая театральная работа имеет свою творческую историю, и «Мальчики» явно родились под счастливой звездой:
«Спектакль востребован у категории, которая обычно все отрицает – у тинейджеров. Наблюдала в Норильске, что подростки пришли на спектакль и как-то притихли. Возникло единение между актерами и зрителями, которое особо ценно, ради которого работает театр», – отметила она.
Крапивин действительно далеко не самый известный нынче автор, к тому же произведение прошлого века написано советским языком. Однако базовые качества и понятия: взаимопонимание, дружба, товарищество и взаимопомощь – не связаны с определенным периодом истории, событиями или условиями, они вне времени.
Ранее мы рассказали о том, что в Заполярном театре драмы прошли три спектакля программы «Золотой маски», спонсором которой является компания «Норникель»: «Старый дом» Центра режиссуры и драматургии, постановка «Обещание на рассвете» Московского театра им. А.С. Пушкина и «Ревизор» театра «Суббота» (Санкт-Петербург).
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.