#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Самосвал от белорусского производителя грузоподъемностью 130 тонн – вторая по счету машина, получившая имя человека, внесшего весомый вклад в историю и освоение карьера. Предыдущему присвоили имя первооткрывателя Норильского месторождения геолога Александра Емельяновича Воронцова. И вот – новая ласточка: на горные дороги вышел БелАЗ имени Юрия Петровича Мамашева.
Торжественная церемония ввода в эксплуатацию машины, которую назвали именем легендарного директора, с разрезанием красной ленточки и вручением памятных подарков прошла в ангаре, установленном для обслуживания машин-великанов. Событие приурочили к 77-летию создания карьера открытых работ «Медвежий ручей», давшего название обществу, в состав которого сейчас входят, кроме карьера, рудник «Заполярный» и Норильская обогатительная фабрика.
«Юрий Петрович Мамашев проработал на «Медвежке» всю свою норильскую биографию, начиная с 1957 года после окончания Московского горного института. Прошел путь от помощника машиниста буровой установки до директора рудника. Возглавлял коллектив рекордный срок – 25 лет. Внес значительный вклад и в развитие технологий вскрышных работ, и в развитие технологий создания взрывчатых материалов, а это была всегда проблема, – пояснил на торжественном вводе машины в эксплуатацию генеральный директор общества «Медвежий ручей» Владимир Зайцев. – Я очень рад, что на церемонии открытия именного самосвала присутствует внучка Юрия Петровича – Даша. Приятно и радостно, что поколение будущего видит бережное отношение к памяти о нем».
БелАЗы, которые возят вскрышу и руду карьера, некогда именуемого в народе «Медвежкой», сейчас находятся в ведении директора проекта «РЗ-КОМ» Промышленной строительно-монтажной компании Леонида Качемцева. Он контролирует доставку новых машин в НПР по воде, их обслуживание и занимается подбором высококлассных водителей-вахтовиков. Белорусский самосвал грузоподъемностью 130 тонн, получивший имя директора, стал 27-й по счету машиной этой марки, вышедшей на серпантин дороги карьера открытых работ.
«Мы поддерживаем традицию, начатую нашим заказчиком, и запускаем второй именной самосвал. Это достаточно старая традиция – давать машинам имена под значимые события, – пояснил Леонид Качемцев. – И 27-й БелАЗ решили назвать в честь значимого для рудника человека к 77-летию карьера. Очень рады, что этот самосвал получил имя Юрия Петровича, и хотели бы подарить его внучке небольшую модель БелАЗа».
Дарья Мамашева получила мини-белазик. Владимир Зайцев и Леонид Качемцев торжественно перерезали красную ленточку. Экипажу машины вручили наряд на работу и памятный сертификат, чтобы понимали, на какой технике они ездят, а генеральному директору «Медвежьего ручья» – свидетельство о вводе машины в эксплуатацию.
Великан по имени Мамашев, похожий на трехэтажный дом на колесах, взревел моторами и выехал из ангара навстречу вьюге. Уже через 20 минут он вез на отвал вскрышные породы. Здесь, на одной из горных вершин, откуда открывается потрясающий вид на выбранную чашу карьера, добрым словом вспомнил своего первого директора нынешний главный инженер предприятия «Медвежий ручей» Игорь Уваров:
«Все люди, которые с Юрием Петровичем подолгу работали, характеризовали его как требовательного, справедливого, высококвалифицированного профессионала, и людей он ценил именно за их профессиональные качества. Поэтому говорили, что на «Медвежке» случайные люди не задерживаются. Он мог сделать послабление на некоторые человеческие качества, но, если человек был профессионал, преданный своей работе, отношение со стороны директора к нему было соответственное».
Игорь Уваров пояснил, почему так важен факт присвоения новому БелАЗу имени Юрия Петровича.
«Когда люди работают постоянно, есть какая-то преемственность поколений, информация о предприятии передается от старших новичкам. Сейчас принято решение, что погрузкой будет заниматься подрядная организация. И когда люди видят, что идет самосвал грузоподъемностью 130 тонн и на нем фамилия «Мамашев Юрий Петрович», все равно возникнет желание узнать, что это за человек».
Внучка Юрия Петровича Дарья Мамашева, экономист по профессии, работает в департаменте реализации программ по устойчивому развитию Заполярного филиала. Дарья рассказала, что два года назад специально приехала на «Медвежку» на экскурсию, когда представилась такая возможность. Снова оказаться в местах, где дедушка оттачивал технологии взрывных работ, да еще по такому случаю, ей было очень приятно.
Юрия Петровича не стало, когда Даше было девять лет. Она запомнила дедушку очень активным человекам. В выходные он брал внуков кататься на лыжах, собирать грибы-ягоды, во время праздников, когда закрывали Ленинский, гулял с ними по городу. Любовь к Норильску передалась от дедушки к внучке.
«Он повлиял на меня в том плане, что я осталась здесь, не было желания куда-то уехать, – рассказала Дарья. – Сегодня я в первую очередь испытываю гордость, что являюсь внучкой этого человека. Волнительный для меня момент, и благодарность огромная, что сделали это, что дедушку помнят, ценят и уважают. Огромное спасибо от всей нашей семьи. Мы с мамой живем здесь, а брат, отец, бабушка в Москве».
Ранее мы публиковали очерк о Юрии Мамашеве , писали о первом именном БелАЗе, получившем имя геолога Александра Воронцова.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.