Весенняя «Школа городских компетенций» – это возможность разработать свой социальный проект, представить его на суд компетентного жюри и в случае успеха получить грант на его реализацию
«Норникель» заинтересован в активных, целеустремленных, неравнодушных людях, которые составят костяк кадрового потенциала. Это будущие специалисты компании, которые обладают навыками проектной деятельности и активной жизненной позицией. Это наше настоящее и наше будущее – на многих мероприятиях они выступают в качестве волонтеров, это умелые и знающие ребята, которые, пройдя «Школу городских компетенций», учатся многому и, что еще более важно, могут применить свои знания на практике», – говорит Наталья Дунаева, начальник управления благотворительных программ ЗФ «Норникеля».
«Школа городских компетенций» – это проект «Норникеля», который реализуется в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей». Уже шестой год подряд инициативные школьники собираются и генерируют собственные идеи, воплощая их в социально значимые проекты.
Все начинается осенью, когда во всех городах присутствия «Норникеля» проводится образовательный семинар. После нескольких месяцев идет дистанционный марафон, в рамках которого ребята-участники каждые две недели получают и выполняют задания. В итоге на фестиваль попадают те команды, которые справились с этим этапом. В этом году участниками стали 15 сборных. На фестивале ребят обучили основам проектной деятельности, рассказав о палитре инструментов, которые можно использовать в процессе подготовки.
«При создании проекта важно посмотреть на свой город со стороны и понять две вещи: какие проблемы в нем существуют и как я могу их решить? – объясняет профессор, научный консультант и ведущий тренер программы «Школа городских компетенций» Александр Прутченков. – А дальше уже важно понять, какие из этих проблем они сами могут решить. Например, если вы видите, что в городе не хватает остановок или транспорт ходит редко, об этом можно и нужно говорить, но решить проблему школьник не сможет. А вот если младшим школьникам нечем заняться на переменах, то эту проблему решить под силу и старшекласснику».
Свои наработки ребята представили уже на весенней встрече, которая прошла с 10 по 12 марта. За несколько месяцев каждая команда разработала собственный социально значимый мини-проект. Если его оценит жюри, то ребята получат грант до пяти тысяч рублей на его реализацию.
«В этом году мы пошли по новому пути. Если раньше мы предлагали им партнеров сами – организовывали экскурсии в те учреждения, где необходима помощь со стороны, то в этот раз ребята самостоятельно находили себе партнеров, общались с ними, обсуждали возможность реализации своего проекта», – добавила Наталья Дунаева.
Социальным партнером команды из Дудинки – учеников школы № 4 – стал краеведческий музей. Ребята создали проект «Память, которой не будет конца».
«Мы собрали много интересной информации об истории Диксона. У нас в школе есть даже свой небольшой музей, где мы проводим экскурсии», – пояснил Михаил Сидельников, ученик школы № 4.
«Если мы выиграем этот грант, то потратим деньги на интерактивное оборудование для нашего музея. Нам бы хотелось в будущем приглашать в музей не только учеников нашей школы, но и учащихся из Норильска, Талнаха, Кайеркана. Мы очень надеемся на успех. Но соперники у нас сильные, проекты, которые уже представили ребята, довольно интересные и тоже заслуживают внимания», – отметила Яна Дюкарева, ученица из Дудинки.
Сборная социально-образовательного центра решила сделать акцент на досуге пациентов детской городской больницы и воспитанников центра «Виктория». Причем идея ребят уже поддержана. Проект «Добро и забота – наша работа» выиграл грант благотворительной программы «Мир новых возможностей». На воплощение его в жизнь команда получила 100 тысяч рублей.
«Мы будем проводить детские мастер-классы по правополушарному рисованию. Этот вид рисования очень интересен, он позволяет развить воображение, мелкую моторику. К тому же такое творчество позволяет расслабиться. Кроме того, мы продумали и различные занимательные занятия для детей», – рассказала Варвара Донская, участница команды социально-образовательного центра.
Если проект поддержат и здесь, то ребята смогут расширить аудиторию. Рисовать и играть они планируют также с воспитанниками детского дома.
Ученики школы № 6 тоже задумались о досуге. Только организовать его они хотят для учащихся своего общеобразовательного учреждения.
«Мы хотим открыть на территории школы зал, где ребята во внеурочное время смогут играть в настольные игры, теннис, учиться играть на гитаре, фотографировать и просто общаться. Приходить сюда будут ученики 6–10-х классов. Выбрать возрастную категорию нам было сложнее всего, но в итоге мы остановились на среднем звене», – рассказал о проекте Никита Волков, участник команды школы № 6.
По опыту прошлых лет можно сказать, что практически все мини-проекты поддерживаются и затем реализуются командами. А летом школьников приглашают в полевую академию проектного менеджмента. И уже затем детская команда, чей проект окажется наиболее интересным, сможет участвовать в грантовом конкурсе Заполярного филиала «Мир новых возможностей» и претендовать на получение 100 тысяч рублей на реализацию своей идеи.