#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В субботу, 4 марта, норильчане увидят на основной сцене театра спектакль по пьесе Евгения Таганова «Адель» в постановке Якова Алленова с юбиляром в главной роли.
Любимец Красноярска, где Яков Алленов родился, учился и работал, а вернее, служил в краевой драме почти четверть века, в 2020-м стал артистом самого северного театра. Под Новый год новоиспеченный норильчанин слетал в родной город и, по его словам, одним из самых приятных впечатлений для него стала встреча на соревнованиях старшей дочери по волейболу со своим учителем физкультуры:
«Мы его звали Констант, такой Тарзан нашего времени, еще крепкий, спортивный. Он узнал меня и сказал, что следит за моей работой, а когда в первый раз увидел в фильме, то кричал на всю квартиру, что это его ученик».
При своих актерских данных, богатом послужном списке, званиях заслуженного артиста России и заслуженного работника Красноярского края Яков Алленов и на новом месте не мог остаться незамеченным. Сам артист ролями в Норильской драме доволен. За два с половиной сезона Алленов сыграл палача Чудновского в «Колчаке Полярном» Михаила Дурненкова, француза Мориса в «Террасе», Каррьера, Замухрышкина в гоголевских «Игроках», Шабельского в чеховском «Иванове», Отца в «Кровавой свадьбе» по Лорке, главного героя в «Государстве двоих» Воннегута, Фамусова в грибоедовской комедии «Горе от ума» и двух героев почти шекспировской «Двенадцатой ночи». И это без вводов и сказок.
О каждой роли, спектакле он может много и интересно рассказать. Единственное, что сегодня напрягает артиста в самом северном – это постоянная необходимость театра оправдывать свое существование на территории, «держать» зрителя:
«Труппа направлена на то, чтобы выучить текст, запомнить мизансцены, правильно подать реплику партнеру, чтобы тот сказал свои слова… В результате случается, что жизнь человеческого духа на сцене уходит на второй план».
В 2020-м, выбирая, куда поехать из ковидной Москвы, Алленов остановился на Норильске еще и потому, что в театре ему были обещаны не только интересные роли, но и работа режиссера-постановщика. В этом качестве артист уже успешно дебютировал на малой сцене спектаклем «Дамское танго» с Ниной Валенской в главной роли. Еще одной режиссерской работой артиста стал спектакль к собственной круглой дате.
В «Адели» по пьесе Таганова юбиляр играет роль археолога Захарова. Его юную возлюбленную Кристину репетирует актриса Дарья Дороготовцева. После премьеры спектакль будет играться, как и «Дамское танго», на малой сцене. В планах Алленова, обладателя не только актерского, но и режиссерского дипломов, значится как еще не ставившаяся пьеса, подаренная ему автором, так и хит американского писателя Джеймса Голдмена «Лев зимой».
В свой звездный, по определению самого артиста, период работы в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина, с 1992-го по 2004 год, выпускник Красноярского государственного института искусств, с казанским, нижегородским и вологодским бэкграундами переиграл практически всех романтических героев. Для себя Яков Алленов считает эти непростые для театров и страны годы «временем настоящего творчества», когда ему удавались самые разные актерские техники и приемы. Именно в это время его назвали лучшим артистом провинциальной России.
Однако профессиональное признание и любовь публики не удержали премьера на красноярской сцене. В 2004-м он в первый раз мигрировал из краевой столицы в Москву, чтобы «попробовать ее на вкус». Этот московский период был для Алленова плодотворным, но коротким. Биография артиста приросла ролями в Театре Армена Джигарханяна, успешными съемками в кино, дикторской работой на телевидении и радио и… продолжилась в любимом городе на Енисее. В краевую драму Якова Алленова в 2007 году пригласили на главную роль в «Трехгрошовой опере» по Брехту. Потом были Тригорин в чеховской «Чайке», Гектор Хэшебай в «Доме, где разбиваются сердца» Шоу и много других знаковых ролей, сыгранных, кстати, в партнерстве с бывшим норильчанином народным артистом России Василием Решетниковым.
Драматический артист особенно гордится и своим участием в спектакле «Скрипач на крыше», поставленном бывшим худруком Норильской драмы Александром Зыковым в краевой музкомедии. В Красноярске Яков Алленов во «второе пришествие» отработал практически на всех площадках. В «Пушку», как называют в городе театр им. А.С. Пушкина, он вернулся при сегодняшнем главном режиссере Олеге Рыбкине, не ограничивавшим творческую свободу в своей труппе. Алленов называет его «тонко вибрирующим режиссером, ценящим артистов, которые могут подняться до автора», и очень радуется за театр, на спектаклях которого в эпоху Рыбкина практически не бывает свободных мест.
Людям театра свойственно мигрировать «из Вологды в Керчь и обратно», поэтому в 2019-м «лучший артист провинциальной России» в очередной раз отправился в столицу. Однако пандемия коронавируса помешала новой попытке ее покорить. Вместо Красноярска артист с молодой женой прилетел в самый северный театр, где нашлось место не только для мэтра. Сегодня Яков Алленов мечтает сыграть в Норильской драме шекспировского короля Лира, хотя понимает, что на этой сцене у него есть соперник, почти ровесник и абсолютный любимец всех режиссеров и зрителей. Однако за короля Лира юбиляр готов «пободаться» и с самим Сергеем Ребрием.
Ранее «Северный город» анонсировал программу юбилейного творческого вечера заслуженного артиста России Якова Алленова.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.