#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В России ведется работа над созданием нового речного пассажирского экраноплана проекта 04700. Разработчиком стало Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е. Алексеева, сообщает ТАСС.
Новое судно сможет перевозить до 40 пассажиров и развивать скорость до 200 километров в час, доставляя людей и грузы на расстояние до трех тысяч километров.
«Такие экранопланы незаменимы для развития транспортных путей в Арктической зоне, а также круглогодичного скоростного транспортного сообщения в Сибири и на Дальнем Востоке», – считают разработчики.
Среди других характеристик судна указывается водоизмещение 12 тонн, мореходность (высота волны при взлете и посадке) – 0,75 метра, грузоподъемность – 3,6 тонны.
Как отмечают специалисты конструкторского бюро, в летнюю навигацию по северным рекам можно быстро добраться на судах на подводных крыльях. Однако зимой, когда устанавливается лед, скоростное сообщение прекращается».
«Для решения этой проблемы конструкторы создали проект речного экраноплана 04700. Судно позволит быстро добираться из Якутска в Тикси или из Салехарда в Ханты-Мансийск, но его можно круглогодично использовать и на других маршрутах», – полагают разработчики.
Экраноплан – не совсем привычное судно. Оно движется не по воде, а над водой – на сверхмалых высотах. При движении создается поток воздуха, создающий высокое давление между крылом судна и отражающей поверхностью (водой, землей или льдом) – этот слой сжатого воздуха и удерживает судно над поверхностью.
По данным ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, уже сегодня стране необходимы более 50 экранопланов проекта 04700. Такие суда могут базироваться не только на бетонных площадках и понтонах, но и на обычном песчаном берегу. Кроме того, они экономичны, безопасны и обладают вдвое большей дальностью полета по сравнению с малой авиацией. По мнению специалистов, это позволяет повысить доступность скоростных перевозок для жителей удаленных регионов и увеличить пассажиропоток более чем на девять процентов.
«Экранопланы должны стать неотъемлемым элементом транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Полноводные реки – это главные транспортные артерии в регионе. Сейчас эти маршруты закрыты только речными судами, однако навигационный период очень короткий, поэтому целесообразно использовать экранопланы», – заявил ТАСС председатель совета директоров – генеральный конструктор ЦКБ по СПК Георгий Анцев.
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева – лидер среди отечественных разработчиков экранопланов. Ему принадлежат более 40 проектов экранопланов различного назначения, 30 единиц этой техники построено и работает. В их числе – суда на подводных крыльях «Ракета», «Метеор» и «Комета». Среди разработок бюро – не имеющие мировых аналогов пилотируемые экранопланы КМ («Каспийский монстр», единственный пока опытный образец тяжелого экраноплана), «Лунь» и «Орленок».
Ранее «Северный город» рассказывал о летней навигации в Дудинском порту. В этом году до ноября им предстоит обработать более трех миллионов тонн грузов. Енисейское речное пароходство завершило северный завод по Нижней Тунгуске. В нынешнем году на Таймыр впервые прибыло научное судно «Сибирский исследователь» – его специально построили по заказу Русского географического общества.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.