Норильская версия «Золотого теленка» названа авторами «Бендериадой». Зрители самого северного театра страны увидят трагифарс, сложносочиненную версию известного романа Ильфа и Петрова. Автор премьерной постановки – московский режиссер Яков Ломкин.
Билетов на спектакль в кассе Заполярного драматического не было уже за месяц до премьеры: слухи, что на большой сцене ожидается что-то необычайное, разлетелись задолго до приезда режиссера в Норильск.
Особенность этого явления заключается в том, что, во-первых, в нашем «Теленке золотом» сразу два Остапа Бендера: молодой и в возрасте, проделывающий серьезную философскую работу над ошибками своей жизни, полной авантюр и приключений. Второго играет любимец норильской публики, заслуженный артист РФ Сергей Ребрий.
Роль молодого Бендера Яков Ломкин отдал относительно новому артисту северной труппы Александру Герасимчеву, занятому в двух постановках театра – в «Брате моем» Тимура Файрузова по произведениям Василия Шукшина и в комедии Анны Бабановой «Счастливый номер» по пьесе француза Шевре. Командует парадом тут в основном молодой Остап – Герасимчев как профессионал открывается миллионом граней. Герой Ребрия полон тайн, дум, сомнений, боли и противоречий. Гремучий получился замес – и по-актерски, и по-режиссерски гениальный.
Для всех актеров в постановке Ломкина создана отдельная партитура. И это – вторая фишка постановки. Каждый персонаж звучит тут по-своему, благодаря этому спектакль в целом обладает аутентичным музыкальным оформлением.
Основным местом действия становится румынская граница, на которой душу задержанного разведкой главного героя буквально распиливают, заставляя переосмыслить свои действия. Монологи Бендера-старшего в стиле «кем я стал, к чему пришел, где я и где мои друзья?» под звуки работающей циркулярной пилы и лобзиков передают атмосферу внутренней ломки героя.
Взрослый Бендер у Ломкина – трагик. Молодой и бесшабашный – комик. Пластика обоих актеров удивительна, а перемены, которые происходят внутри каждого, порой напоминают булгаковские и даже библейские сюжеты. Ломкин наделил своего Бендера цитатами из Евангелия, так что порой главный герой предстает перед зрителем чуть ли не как Иисус Христос.
Режиссер явно сделал ставку на сложносочиненный спектакль, в котором умному зрителю предстоит считать «культурные коды», увидеть одновременно несколько художественных линий: как визуальных, так и смысловых.
О феномене двух Остапов он говорит, что один – альтер-эго другого. Режиссер признается, что ярчайшим норильским артистам он дал возможность «запараллелиться»:
«Когда читаешь или осваиваешь уже знакомое произведение, хочется воспринять его иначе, вынести что-то новое, свежее, свое. Изначально история «Золотого теленка», по сути, история золотого тельца. Отсюда и все библейские смыслы. Так что мы особо ничего не сочиняли, просто оттолкнулись от материала и вытащили эти смыслы, углубили, заставили работать, попробовали перенести на сегодняшний день», – объясняет свою задумку режиссер.
История Бендера, по его словам, имеет в романе две концовки. Один финал счастливый, когда в итоге Бендер женится на своей возлюбленной, трогательной Зосе. А второй – невеселый: «Ну что ж, пойду в управдомы…», – говорит герой.
«Для поэта, художника, творца, великого комбинатора Остапа – смириться с советской унылой действительностью? Превратиться в госслужащего, стать управдомом в стране, из которой он бежит и с которой не совпадает? Это же трагедия!» – говорит Яков Ломкин.
И выбирает для своего героя некий «срединный» путь – отправляет Бендера на какую-то выдуманную им самим Голгофу. Мощно, неожиданно. И так свежо, что холодок по спине сквозит.
Зрители увидят в весенней премьере двух новых актеров северной «Маяковки»: в роли Зоси Синицкой занята юная актриса, приехавшая к нам после окончания Красноярского вуза Анастасия Черкасова. Уже немолодой актер, пополнивший труппу норильского театра, Валерий Хамин сыграет в «Теленке золотом» румынского комиссара.
На роль Шуры Балаганова, беззаботного и слегка глуповатого простачка, приглашен темпераментный и убедительный Александр Носырев. Безумный старик Паниковский достался характерному зрелому артисту Александру Глушкову, Адам Казимирович Козлевич, водитель «Антилопы Гну» – трогательный Роман Лесик. Миллионер Корейко, влюбленный в Зосю и скрывающий свои фантастические богатства, – Степан Мамойкин. Еще около десятка молодых артистов заняты в ролях второго плана. Однако второстепенных героев тут практически нет: что Евгений Нестеров (бухгалтер Берлага), что Инесса Талашкевич (хозяйка гостиницы) — все точно, выверено, ярко, каждый созданный актерами персонаж эффектен и объемен.
Над своей версией, названной «Теленок золотой. Бендериада», вместе с режиссером трудилась серьезная, творчески одаренная команда, в составе которой – художник по костюмам Александра Борк, художник-постановщик Акинф Белов, композитор Ричардс Норвила, хореограф Алина Михайлова и художник по свету Александр Рязанцев, ранее номинированный на «Золотую маску» за норильскую работу Петра Шерешевского «Дядя Ваня».
Премьера спектакля «Теленок золотой. Бендериада» пройдет 6, 7 и 29 марта. «Северный город» напитшет, какой она была.