1 февраля во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДМ) прошел региональный турнир по робототехнике. Участниками мероприятия стали более 150 школьников 1–8-х классов.
В эти выходные ДТДМ стал главной площадкой притяжения робототехников Большого Норильска. Стать лучшим в «Роболатории-2020» приехали более 150 школьников 1–8-х классов. Желающих было еще больше.
«Количество участников растет с каждым годом. Если начиналось все с 15–20 команд, то сейчас их уже почти 80. В этом году оказалось так много заявок, что нам пришлось ограничивать педагогов. В итоге для участия в фестивале было зарегистрировано 79 команд. Их представляет 21 педагог», – рассказал Константин Сидоренко, организатор регионального турнира среди школьников «Роболатория-2020».
Задания, которые нужно было выполнить участникам, до последней минуты были не известны ни организаторам турнира, ни школьникам. Их разработала Международная ассоциация спортивной и образовательной робототехники (МАСОР). Новичкам в деле – ученикам 1–2-х классов – необходимо было построить и запрограммировать горнопроходческий комбайн. Тем, кто постарше и в робототехнике опытнее, задачу усложнили. Сконструированный ими робот должен распознать препятствие, дождаться пока его уберут, проехать, а затем рассортировать кубики, лежащие перед ним, по зонам. «Творили» ребята из высокотехнологичных наборов Лего WeDo и Mindstorms EV3. На выполнение заданий отводилось 1,5–2 часа.
Получив задание и «инструмент», школьники принялись за дело. Первоклассник Дима Камков занимается лего-конструированием первый год. Но задание, говорит, не очень сложное.
«Мне родители однажды подарили робота, я его собрал, и мне понравилось. Потом меня записали в кружок в школе. Мы там учимся собирать такие же машины, поэтому у нас все получается. Нам надо сконструировать бурмашину, которая сверлит дырку. Потом в отверстие кладут динамит и взрывают», – рассказал Дима.
Мальчик учится в 36-й школе Талнаха. Лего-конструирование 1–2-м классам там преподает учитель физики Инга Бегктаева.
«Дети занимаются с огромным интересом. Конструкторы WeDo 2.0 для первоклассников и второклассников закупает школа. Я занимаюсь с учениками начальных классов. Другие педагоги обучают детей до 8-го класса», – поясняет Инга Бегктаева.
Ее ребята впервые участвуют в региональных соревнованиях, и педагог очень переживает. Не скрывают волнения и родители, которые пришли поболеть за своих юных робототехников.
«Сын участвует не впервые. В прошлом году занял третье место в городских соревнованиях. Надеюсь, что и сегодня не уйдет без награды. Но задание на этом фестивале посложнее, чем в прошлый раз. Если не займет призовое место, то это будет просто хороший опыт», – поделилась впечатлениями Надежда Пронина, мама одного из участников фестиваля.
А в это время мозговой штурм шел и на другой площадке. Здесь свои умные машины создавали участники старшей группы. Михаил Чернобай, ученик пятого класса. Конструктором Лего стал увлекаться три года назад, тогда и пришел на станцию юных техников на занятия по лего-конструированию.
«Создать машину не очень сложно, но нужно подумать. Конкретно сегодня сложностей не возникло, а вот на прошлых соревнованиях у меня не очень получилось. Надо было сконструировать шагающего робота, но мой робот часто сбивался, и у него вылетали ноги», – вспоминает Миша.
Правда, легко было далеко не всем. За два часа многим приходилось несколько раз дорабатывать свое техническое творение: то робот не хотел ехать, то «думал» слишком долго, то вез груз не в ту сторону. Но в итоге, отметили судьи, с заданием справились все ребята.
Победителей определили в четырех номинациях и нескольких возрастных категориях. Награды вручили командам из ДТДМ, СЮТ, лицея №3, проекта «Робоникель», а также ученикам Дудинского детско-юношеского центра туризма и творчества «Юниор». А все остальные получили массу впечатлений, опыт и фото на память.
Стоит отметить, что лего-конструирование сегодня на нашей территории очень популярно среди школьников. У норильских ребят есть возможность посещать занятия на станции юных техников, в Доме творчества детей и молодежи, в школах и даже детских садах, можно стать участником проекта «Робоникель».
«Робототехника – это комплексная наука, которая объединяет в себе как знания математики, физики, так и набор softskilss – умение работать в команде, ориентироваться в незнакомой ситуации, реагировать на нее, подстраиваться под нее. А в совокупности все это дает навыки XXI века», – рассказала Анна Огарко, куратор проекта «Робоникель» (Москва).
Проекту «Робоникель» уже три года. Начинался он в Заполярном, а сейчас охватывает уже шесть городов: Никель, Заполярный, Мончегорск, Норильск, Дудинку и Читу. Недавно ребята успешно выступили на отборочных соревнованиях First Lego Liga в Красноясрке и Hello, Robot в Москве.
«Наши дети и их родители понимают, что за роботизацией и цифровизацией будущее. Основные специальности непременно будут связаны с этими направлениями. Мы надеемся, что дети, которые участвуют в нашей программе, получат высшее образование, вернутся в Норильск и смогут применить свои знания на предприятиях компании», – отметила Светлана Семенкова, исполняющая обязанности начальника управления благотворительных программ ЗФ «Норникеля».