#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Постановку инклюзивного спектакля задумала местная общественная организация «Ступени» на грант «Мира новых возможностей» «Норникеля». Для режиссера будущего спектакля Тимура Файрузова главное, чтобы профессионалам сцены и детям с ограниченными возможностями здоровья было интересно существовать на сцене. Премьера ожидается в марте 2021 года.
В Норильске готовятся к первому в истории города инклюзивному спектаклю. Идея принадлежит Норильской местной общественной организации «Центр развития личности и поддержки общественных инициатив «Ступени». Для реализации задуманного грант от «Норникеля» в благотворительной программе «Мир новых возможностей» оказался как нельзя кстати.
Помочь создать инклюзивный спектакль (от слова «инклюзия» – «включение». – Авт.) и позаниматься театральным искусством с особыми детьми из коррекционных классов приехали эксперты из Санкт-Петербурга. Именно они все знают про доверительное отношение таких партнеров на сцене и за ее пределами, о взаимодействии взрослых и детей с ОВЗ, о рисунках и играх на благо общего дела.
Сегодня идет второй этап работы команды спектакля. В здании театра и в Молодежном центре рисуют дорогу к воображаемой волшебной горе, водят хороводы и ручейки, обнимаются, смеются и даже немного балуются. Так здесь проходят репетиции – по сути, сплошные тесты на доверие и любовь. В совместных занятиях участвуют артисты норильской «Маяковки» и дети с ограниченными возможностями здоровья – они, собственно, и есть главные действующие лица героического спектакля-проекта, где главной победой станет даже не сама инсценировка, а возможность подружиться, открыть друг в друге что-то новое, свободное, лучшее.
Занятия ведут режиссеры и драматурги, скромно называющие себя тренерами. В экспертную группу вошли специалисты из области постановки инклюзивных спектаклей фонда «Альма Матер» – драматург Элина Петрова и режиссер Петр Чижов, а также художник Николай Чернышев, который не раз сотрудничал с Заполярным театром драмы по ряду проектов.
Осенью этого года «Северный город» сообщал о первой сессии совместного проекта местной общественной организации «Ступени», Норильского заполярного театра драмы и фонда «Альма Матер» – тогда в Норильск прилетал руководитель множества инклюзивных практик известный в стране режиссер Борис Павлович.
Ежедневные театральные уроки второй сессии помогают команде еще лучше почувствовать друг друга, раскрыть творческий потенциал детей. На днях нам разрешили поприсутствовать на одном из тренингов и поговорить с участниками проекта.
Знакомьтесь: Элина Петрова – драматург («Альма Матер»), выпускница РГИСИ, автор инсценировок, документальных и оригинальных пьес. Шеф-драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартира», лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «Эксперимент».
«Инклюзивный театр – это театр, в котором принимают участие люди как с особыми потребностями, так и без особых потребностей, – говорит Элина. – Инклюзивный театр – это театр включения. Долгое время люди с особыми потребностями были выключены из театрального процесса, у них не было возможностей заниматься театром на профессиональном, даже иногда и на любительском уровне. Появление инклюзивных театральных проектов дает возможность многим людям вне зависимости от физических или ментальных особенностей заниматься театром, играть на сцене, писать пьесы, делать декорации, так или иначе принимать участие в создании спектаклей. Он создает ситуацию для проявления Другого – человека, у которого иной способ восприятия мира, другое тело, другие возможности и ограничения, другое творческое выражение. И в театре этот Другой становится твоим партнером, вы вместе исследуете границы театра, вместе создаете искусство. А у зрителя есть возможность к этому исследованию подключиться».
На вопрос, как пишут пьесы для инклюзивного театра и кто их заказывает, Элина отвечает, что лично она как драматург принимает непосредственное участие в репетиционном процессе, и тексты, которые получаются, напрямую зависят от всех участников команды.
«Я не пишу инклюзивные пьесы для театров отдельно. Через совместные упражнения, истории, общение в группах, как здесь, в Норильске, или через походы по улицам города мы всей инклюзивной командой набираем материал для будущего спектакля. Моя задача – структурировать эти материалы, обнаружить внутреннюю драматургию, оформить вербальную составляющую постановки. В этом плане, как правило, текст появляется немногим раньше самого спектакля», – отмечает драматург.
Так будет и в этот раз. Организаторы нового дела пока только нащупывают тему, форму, внутри которой родится то самое взаимодействие, к которому все так стремятся.
Куратор всей этой задумки, волонтер «Норникеля» и активистка многих корпоративных движений «Комбината добра» Роза Новикова говорит, что давно занимает в своих благотворительных проектах ребятишек с особенностями, в том числе и из коррекционных классов Норильска. Сначала спектакль хотели назвать так же, как давно существующий проект – «Давай дружить», но сейчас решили дать ему другое название. Какое? Будет понятно ближе к финалу работы над спектаклем.
«У нас есть мальчик, который с рождения не разговаривает, он тоже играет в спектакле. Ему достаточно подходить к другим участникам и брать их за руки. Он делает это так естественно, что слова просто не нужны…» – рассказывает Роза.
Режиссер Тимур Файрузов окунулся в эту работу как в некое путешествие: «То ли на волшебную гору, то ли в себя, то ли в сказочный лес – с такими детьми не знаешь, куда и как поведет, все идет от чувств, от их раскрытия…»
Включение в процесс, отмечает Тимур, происходит каждый раз на каждом тренинге по-новому и только нарастает.
«Сначала мы шли невербальным путем. Позже я понял, что надо сочетать его с вербальным, – делится Тимур. – Открывается все больше возможностей, и выбор становится чем шире, тем труднее. Была одна идея, однако с ней мы уперлись в тупик, сейчас ищем что-то более определенное. Пока мозаика. К марту соберем пазлы: создадим структуру, план, остальное случится здесь и сейчас. Это же не профессиональный театр, где материал заучивается до буквы. Тут если что-то не получилось в первом спектакле, получится во втором, третьем. Есть театральное пространство, артисты, режиссер, драматург, а спектакль родится из того, что преодолевается и проживается на тренингах».
Раскрепостившись, мальчишки и девчонки из коррекционных классов рассказали на тренингах про свое сокровенное: кто-то – о первом путешествии, кто-то – о самом счастливом или несчастливом дне в своей жизни, были, говорят, даже драмы…
«Задачи сделать хит или вынуть из человека откровение абсолютно нет. Тут цель – чтобы ребенок сам захотел чем-то поделиться и научился этому у нас, посредством театра. Мы даем им для этого инструменты, – объясняет режиссер.– Максимально искренний спектакль с настоящими ролями и декорациями пройдет на малой сцене Норильского театра драмы. Рассчитываю, такой процесс продолжится и дальше – раз в месяц, например, почему нет? Загадывать далеко не хочу, но хотелось бы, чтобы мартом эта история не заканчивалась», – добавляет Тимур Файрузов.
Ранее «Северный город» рассказывал о премьерах сезона в самом северном театре страны, Заполярной драме: в октябре прошлого года зрители увидели постановку «Колчак Полярный», в ноябре 2020 года это были «Игроки», в январе 2021 года – «Мужской стриптиз», а также о театральном событии февраля – постановке на малой сцене сентиментальной комедии «Дамское танго».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.