#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Местные социальные сети просто засыпаны жалобами на общественный транспорт. Люди жалуются на то, что в автобусах холодно, что ходят они не по расписанию, временами ждать приходится по полчаса. Разбираться в чем дело в НПОПАТ отправился новоиспеченный глава Норильска Дмитрий Карасев.
Общественный транспорт, по мнению многих норильчан, работает из рук вон плохо. Жалобы на муниципальные автобусы сыпятся еженедельно как из рога изобилия. Особенно много их поступило, когда на улице было под 50 ниже нуля, а горожанам приходилось переминаться с ноги на ногу на остановках по 30–40 минут. Дождаться нужного автобуса иногда было просто нереально. Однако власти города почему-то закрывали глаза на проблемы жителей.
Но, как оказалось, решить их за один день не получится. За время бездействия накопилось слишком много проблем.
«Автопарк НПОПАТ насчитывает 180 единиц техники. Ежедневно в рейс выходит 135 автобусов, – рассказывает директор МУП «НПОПАТ» Александр Тетенькин, – но городу ежесуточно требует на 30 машин больше».
Автобусы есть, потребность имеется, так почему же тогда люди мерзнут на остановках в ожидании общественного транспорта? Ответ прост: не хватает водителей. На данный момент дефицит составляет 80 человек. Многих не устраивает заработная плата, и они уходят туда, где заработок выше. Те же, кто остался, наверняка, тоже обстоятельствам не рады. Не ровен час тоже сбегут. Мало того что зарплата невелика, так еще и работать приходится сверх нормы. Нехватку водителей приходится перекрывать сменами по приказу, уточняет Тетенькин.
Объявления о наборе персонала в НПОПАТ ежедневно публикуются в газетах, соцсетях, по радио. Но толку мало. За январь в полку муниципального предприятия прибыло лишь четверо: двое из Норильска и двое приезжих. Последним при приеме на работу предоставляют служебное жилье и подъемные. Но сумма небольшая – 50 тысяч рублей. Такими деньгами не заманишь.
Поэтому, чтобы решить проблему с нехваткой кадров, в первую очередь нужно пересмотреть размер заработной платы.
«Учитывая то, что по заработной плате муниципальное предприятие привязано к различным критериям правовых актов, придется сейчас все эти акты пересмотреть и провести большую работу, в том числе и с краем, для того, чтобы эти критерии изменить», – отметил Дмитрий Карасев.
Еще одна проблема, волнующая норильчан: почему в автобусах порой холодно, как на улице? Правда, «не месяц май» в автобусах лишь по словам горожан.
«Печки у нас работают всегда, на линию автобусы выходят после проверки, и в автобусах не бывает холодно, – уверяет Тетенькин, – в каждом автобусе по четыре прибора. Дополнительные мы установить не можем».
По словам заместителя главного инженера по ремонту Бориса Горячего, минус 40 для таких автобусов – это потолок. Кроме того, в автобусе тепло ровно до того момента, пока двери закрыты.
«Как только они открываются, холодный поток воздуха тут же охлаждает салон. Хоть костры там разжигайте, но теплее не станет до тех пор, пока двери не закроются и какое-то время автобус не проедет и воздух внутри не согреется», – объясняет Борис Горячий.
Автобусы на территорию поступают подготовленные для северных широт: без форточек, со специальными стеклопакетами, которые не запотевают, с утепленным полом и боками. Кроме того, в них установлен предпусковой жидкостной обогреватель, который имеет на пять киловатт большую теплоотдачу, чем в материковских автобусах. Помимо всего прочего, НПОПАТ утепляет двери каждой машины – в щели приклеивают поролоновые вставки. Только вот сами автобусы при всей их начинке уже слишком изношены.
«Срок службы автобуса большого класса – 85 месяцев, то есть семь лет и один месяц. У нас на данный момент выходят на линию автобусы 2002-го года. То есть те, которые уже почти три срока отходил. В данный момент на предприятии больше 15 автобусов с миллионным пробегом и даже выше», – рассказывает Борис Горячий.
Автопарк НПОПАТ не пополнялся с 2015 года. Самые новые из машин – «синенькие». Их 105 единиц. А вот желтые последний раз обновляли лишь в 2012 году. Покупка эта очень дорогая – один автобус сегодня стоит более десяти миллионов рублей. Плюс доставка – 450 тысяч рублей. Дорого. Но надо, понимают в НПОПАТ. Поэтому через неделю привезут в город пять новеньких МАЗов.
Два автобуса планируют пустить по Центральному району, столько же – на «Надежду», и один будет курсировать по Талнаху.
Но пять новых автобусов – это капля в море, говорит Дмитрий Карасев. Надо покупать ежегодно хотя бы по 10–15.
«Бюджет на 2021 год уже сверстан, но, несмотря на это, сейчас будем готовить корректировку к нему, и этот вопрос мы обязательно рассмотрим. Нужно обязательно изыскать средства на покупку дополнительных автобусов. Кроме того, нужно проработать вопрос о заработной плате», – резюмировал Дмитрий Карасев.
Справедливости ради стоит отметить, что НПОПАТ обходится городу довольно дорого – около 1,5 миллиарда рублей. Из этой суммы 600 миллионов предприятие зарабатывает самостоятельно, остальные субсидирует город.
Но траты бюджета – это все же головная боль муниципалитета, а не простого народа. А людям лишь хочется, чтобы в автобусах было тепло и ходили они по расписанию. А пока у нас какой-то замкнутый круг: автобусов нет, потому что нет водителей, водителей нет, потому что нет денег, а денег нет в том числе и из-за того, что ездит на муниципальном транспорте мало народу. А они бы ездили, да автобусов нет… и тут, как говорится, начинай сначала…
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.