Норильск стал отправной точкой для участников экспедиции Русского географического общества «Трансполярная магистраль». Нужно узнать, как ведёт себя вечная мерзлота в разные времена года на разных участках. Результаты исследований покажут, выдержит ли наша земля рельсы, которые могут связать Норильск с большой землёй.
Сергей Суш, руководитель экспедиции «Трансполярная магистраль» Русского географического общества (г. Красноярск):
«Мы здесь пробурим скважину семиметровую, установим 4 датчика, установим аппаратуру, считывающую, то, что будет выдавать датчики, и всё это будет использоваться уже в строительстве перспективной железной дороги».
Учёные должны проработать три варианта предполагаемого строительства железной дороги от Уренгоя до Норильска. Один из путей проходит по знаменитой 503-й стройке, брошенной после смерти Сталина. Дорога может пройти через Янов Стан, Туруханск, Игарку, Снежногорск, и, конечно, Норильск. Второй вариант, предложенный РЖД, проходит только через город Новозаполярный, Русское месторождение и Курейку. До Норильска этот вариант не дойдёт. Третий путь предложили в РГО, и, по мнению специалистов, он экономически выгоднее и затрагивает больше территорий, на которых крупные компании уже ведут добычу нефти и газа. Ну и самое главное – он доходит до Дудинки.
Датчики, которые установят в скважину, будут годами собирать информацию о местном грунте, причём, когда строительство железной дороги начнётся, вовсе необязательно, что рельсы пройдут именно здесь. Все сведения, собранные на этом участке, пригодятся инженерам в целом. Часть магистрали и вовсе может проходить за десятки километров отсюда. Но кто знает – может быть, через 100 лет в школьных учебниках напишут, что именно здесь началась история современной норильской железной дороги.
Сергей Суш, руководитель экспедиции «Трансполярная магистраль» Русского географического общества (г. Красноярск):
«Нас интересует природный ландшафт, поэтому выбрано это место. Ну и, также, это место находится под охраной, коллеги из МЧС согласились нам помочь, определили место, показали, где есть природный ландшафт, ну и наша аппаратура будет находиться, как бы, под охраной сотрудников данного учреждения».
Для руководителя экспедиции Сергея Суша нынешняя миссия имеет и личное значение. И перекликается с историей его семьи. Его дедушка был сослан в лагерь, где переплавлял плоты по Енисею от Туруханска до Игарки. Это было как раз во время 503-й стройки. Именно поэтому экспедиция, которая может повлиять на Трансполярную магистраль, для Сергея Петровича очень важна. Управиться учёные должны за 25 дней. Передвижение групп зависит от погоды, поэтому сроки могут поменяться. Чтобы пробурить скважину в Норильске, пришлось ждать 2 дня. Самолёт с оборудованием не смог прилететь в субботу, но учёные не теряли драгоценное время и изучали ландшафт.
Даниил Тупахин, младший научный сотрудник центра изучения Арктики, археолог (г. Салехард):
«В некоторых точках мы будем устанавливать датчики температурные, и необходимо для отчётной документации составить ортофотопланы так называемые. При помощи квадрокоптера делается фотосъёмка, на основе этих фотографий строится рельеф местности, 3D-модели».
Эти данные тоже пригодятся инженерам, которые будут проектировать возможную железную дорогу в Норильск. Как археолог, Даниил попутно ищет этнографические и исторические объекты, остатки той же системы ГУЛАГ. Все находки он опишет в итоговом очерке.
Даниил Тупахин, младший научный сотрудник центра изучения Арктики, археолог (г. Салехард):
«Всё в истории циклично и всё повторяется, северный торговый путь, северная инфраструктура, она каждый раз создаётся, можно сказать, по-новому, но ничто не ново под луной».
Историческую ценность экспедиции чувствует каждый её участник.
Андрей Зайцев, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Российского университета транспорта (г. Москва):
«Я всегда считал своим долгом как-то участвовать в таких экспедициях, таких планах. Мы работаем с железными дорогами, с инфраструктурой. У нас были работы в Архангельской области, там где, как вы знаете, железная дорога есть. И решали там определённые проблемы для того, чтобы поднять уровень инфраструктуры. А сейчас мы, в общем-то, приехали туда, где дороги нет, но где, мы считаем, она должна быть».
Наконец, снаряжение и груз прибыли в Норильск. Геологи вскрывают ящики, где хранится тёплая одежда, провиант и приборы, необходимые для работы. Вот те самые датчики. Это информационные посредники между вечной мерзлотой и человеком.
Игорь Артюшенко, ассистент кафедры проектирования и строительства железных дорог Российского университета транспорта (г. Москва):
«Вообще, датчик вот он. Это замер температуры идёт, коробка, она анализирует все показания температур на компьютер с помощью шнура. Мы задаём, допустим, какое-то время снимания. Допустим, каждый час. И она анализирует температуру».
Ещё одним техническим компаньоном экспедиции на ближайший месяц станет эта сборная буровая установка. Это УКБ-1225. Машина универсальная. Дело в том, что на разных слоях грунта породы могут отличаться по свойству, и эта буровая установка способна комбинировать 3 разных способа бурения. Установка небольшая, но её сборка занимает время. Чтобы не отставать от графика, экспедиция находит местную буровую. Определив место, машина приступает к работе. Бурение осложняет влага, просочившаяся в грунт. Подрядчикам приходится лопатами отбрасывать глину дальше от скважины. С каждого пробуренного метра учёные забирают пробу. Грунт собирают для изучения его механических свойств – сцепления, внутреннего трения, деформации. В дальнейшем это поможет определить, какую нагрузку земля способна выдержать. Эти ценные сведения также послужат в разработке проекта строительства. Пока идёт бурение, учёные готовят датчики к погружению и проводят тест-драйв связующей программы.
Земля становится всё более вязкой, бурить дальше не получается. Но порог вечной мерзлоты пройден, и учёные проводят кабели под землю. Закрепляют датчики и засыпают их. 4 устройства смогут работать автономно на протяжении двух лет. Затем их извлекут для замены аккумуляторов. Геологи проводят контрольный замер и фиксируют точные координаты устройства. Так сделан ещё один шаг, приближающий возможное строительство Трансполярной магистрали. Следующий пункт работ – Дудинка, затем Игарка. Всего экспедиции предстоит установить датчики на 19 точках.
Василиса Матюшкина, Вячеслав Матвеев
Новости Северного города