Новости

Практичные северные дачники следуют традициям русских станков

image

«Три века русских станков» изучила и описала  Лариса Стрючкова, член Клуба исследователей Таймыра (КИТ), член Союза журналистов России, руководитель популярного в Норильске образовательного проекта «Школа краеведа». 

Как шло освоение Севера, строили дороги, налаживали связь на вновь присоединенных к Российскому государству территориях,  автор показывает на примере нашего полуострова. Приводит интересные факты появления на карте Таймыра названий некоторых поселений и других географических объектов. Образования путей сообщения, в том числе знаменитого  Хатангского тракта, который начинался от Норильских озер, формирования пунктов остановок для ночлега, обогрева, смены собак или оленей – тех самых станков. Но не только. 

Жители станков осуществляли почтовую и обывательскую связь – это официальные термины того времени – в малодоступных арктических регионах. Получали государево жалование, и оно составляло, например, в XIX веке 128 рублей серебром в год. Для сравнения автор приводит примеры: рабочий на корабле, доставляющем товары в регион, в лето зарабатывал от 20 до 30 рублей, пуд ржаной муки в низовьях Енисея стоил 1 рубль 70 копеек, топор – 1 рубль 40 копеек, мыло – 8 рублей за пуд. 

Что же представляли собой станки? Как правило, поселение это состояло из одного, максимум четырех дворов. Все постройки одного хозяйства накрывали общей крышей, так что из основного дома в баню, или в кухню, или в сарай можно было пройти, не оглядываясь на погоду.  

«Такие поселения, – пишет Лариса Стрючкова, – до сих пор существуют на Таймыре. Например, на бывшей точке советского госпромхоза, а ныне частной промысловой точке Коренная. Частные хозяйства по такому принципу строят и норильские дачники – их можно увидеть по дороге из Норильска в Талнах, в районе поселка Валек. Некоторые люди сооружают даже крытые проходы от своих участков к автомобильной дороге, чтобы не мучиться с очисткой снега в суровые полярные зимы». 
Практичные северные дачники следуют традициям русских станков
Норильские дачники следуют традициям русских станков

Один двор, как правило, одна семья. Население таких станков могло достигать и 30 человек. Но в среднем – не более 20. Например, по данным документов за 1917 год, находящихся в фондах Таймырского краеведческого музея, на станке Заостровском (на реке Пясине) проживало 16 человек, а в Вершининском (на Енисее) – 14. 

Население станков составляли в основном русские. За два-три столетия, ассимилируясь с кочевым населением, они сформировали особую группу старожилов, которая в документах того времени стала именоваться затундренскими крестьянами. Первое документальное упоминание о новом субэтносе относится еще к 1610 году. Название (встречаются варианты – затундряные, затундренные) произошло от исторической области, которую именовали Затундрой. Это полоса лесотундры, протянувшаяся вдоль северных хребтов плато Путорана с запада на восток. А крестьяне – потому, что помимо «почтовой и обывательской связи» жители этих мест занимались еще и сельским хозяйством, держали домашних животных и птицу.  А также ловили рыбу,  добывали пушнину.  

По словам Ларисы Стрючковой, последний раз слово «станок» как обозначение поселения на севере Красноярского края упоминалось в первой трети ХХ века. Оно встречалось в отчетах переписчиков, поскольку передвигались участники Приполярной переписи по таймырской тундре именно по белым русским дорогам – от станка к станку. Названия их очень скоро вновь замелькали на географических картах. В 1930-х годах начали формироваться колхозы, создаваться рыбопромысловые хозяйства и так называемые отстрельные точки, которые стали базироваться на старых местах. Так снова зазвучали Заостровка, Черная, Коренная, Введенское. Эти названия о многом говорят членам клуба исследователей Таймыра, участвовавшим в краеведческих экспедициях «Легенды реки Пясины» и «Голубыми дорогами Таймыра».  Для норильчан, просто интересующихся местной историей, самым говорящим названием является станок Норильский (Часовня). 

Два года исследователи территории вместе с красноярскими археологами и норильскими гидрогеологами работали (в том числе при поддержке благотворительной программы «Мир новых возможностей» компании «Норникель») на Часовне. Благодаря чему в 2017 году поселение Часовня (предтеча Норильска) было внесено в Реестр памятников археологии Российской Федерации. В октябре следующего года КИТ предъявил горожанам впервые составленную карту поселения.  

Практичные северные дачники следуют традициям русских станков
Поселение Часовня внесено в Реестр памятников археологии Российской Федерации

На презентации в Музее Норильска Лариса Стрючкова отметила, что карта станка Часовня выполнена на стыке двух разных типов исследований – с помощью георадара и архивных документов. 

«Геофизики составили ее в нескольких проекциях, нанесли на карту около 30 построек советского периода, которые удалось «увидеть» в некогда забытом поселении, – рассказала руководитель проекта «Голубыми дорогами Таймыра». 

Городскому музею карту поселения станка Норильский (Часовня) исследователи Таймыра подарили в бумажном и электронном варианте. Есть она и в городском архиве. 

А исследования краеведов  продолжается.

Новости с пометкой «Норильск»

Читайте также

Смотрите также