Новости

Почему в Норильске граншлак заменили на отсев базальта?

image

В соцсетях появилось несколько видеороликов, в которых автолюбители жалуются на новую «посыпку» на дорогах. Фракция непривычного базальтового отсева оказалась слишком крупной. Отлетая от дороги камешки повреждали автомобили. Зачем заменили граншлак, сетовали водители? Ответ дали специалисты «Норильскавтодора» и «Илан-Норильск».

Использовать привычный граншлак для посыпки дорог и тротуаров в Норильске запретил Роспотребнадзор. Пришлось искать альтернативу. Ею стал базальтовый отсев. По словам специалистов, этот материал на сегодня наиболее подходящий как с точки зрения его производства и использования, так и с точки зрения его стоимости. Конечно, он намного дороже запрещенного граншлака, но в два раза дешевле, например, песка, который также можно было бы использовать как противогололедный материал.

Материалы, которыми можно посыпать дороги. Самая крупная фракция — камни, собранные на дорогах Норильска после посыпки базальтовым отсевом
«Одна тонна граншлака стоила 32 рубля, базальтовый отсев обходится нам в 880 рублей. Песок, а он должен быть обязательно доставлен с материка, стоит от 1200 до 1800 рублей. В зависимости от удаленности территории, с которой его можно доставить», – рассказал Евгений Болгов, начальник отдела сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения МКУ «Норильскавтодор».

Что же получается: граншлак запретили, песок – очень дорого. Есть еще вариант – соль. Но в условиях Крайнего Севера использовать ее нельзя – она способствует растеплению грунта. Остается –базальтовый отсев. Однако по своим свойствам он очень уступает привычному всем граншлаку. Базальтовая крошка легко сдувается, слеживается, да и крошкой ее назвать пока язык не поворачивается. Допустимый размер фракции от 3 до 10 миллиметров, но водители пишут в соцсетях, что «посыпка» намного крупнее.

Вот такие камни остались на дороге после посыпки базальтовым отсевом (фото из соцсетей)
«Да, такое возможно, – говорит Федор Ерофеев, главный инженер ООО «Илан-Норильск», – сейчас мы только настраиваем новое оборудование и осваиваем технологии производства базальтового отсева. Летом была закуплена дорогостоящая техника. И пока она работает в тестовом режиме. На все нужно время, так как опыта в производстве такого материала на территории ни у кого нет».

Процесс технологии производства базальтового отсева схож с производством щебня: горная масса поступает с карьера «Медвежий ручей», затем несколько стадий дробления и грохочения, чтобы материал соответствовал требованиям и мог называться «противогололедным».

Говоря о повреждениях автомобилей базальтовым отсевом, Федор Ерофеев обратился к водителям с рекомендацией соблюдать скоростной режим и увеличивать дистанцию между транспортными средствами. По мнению специалиста, это основная причина, по которой автомобилям нанесен ущерб.
«В период проведения ремонтных дорог Норильск – Талнах тоже использовали щебенистые материалы, причем большей фракции. Обращения были, но такого потока не зафиксировано. Поэтому, повторюсь, все зависит от скоростного режима», – добавил Ерофеев.
Привычный для Норильска граншлак признали вредным и запретили применять его для посыпки дорог

Впрочем, примеры использования базальтового отсева в качестве противогололедного материала есть. Им посыпают дороги в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако специалисты все же обеими руками «за» граншлак. Удобно, дешево и привычно. Вернется ли он на дороги Норильска – вопрос. Дорожные организации принимают для этого все усилия. Пробы материала вновь отправили на экспертизу. Окончательное решение, появится ли снова граншлак на дорогах и тротуарах города, примут после получения результатов экспертизы, ориентировочно через 4–8 месяцев.

Читайте также

Смотрите также