#НОРИЛЬСК. «Северный город» – «Золотая маска» в Норильске представила второй спектакль региональной программы фестиваля, постановку о материнской любви «Обещание на рассвете». Партнером показов в северном городе выступает «Норникель».
Ироничный, исповедальный спектакль «Обещание на рассвете» режиссера Алексея Кузмина-Тарасова поставлен по художественной автобиографии Ромена Гари. Литературный мистификатор, Гари описал в романе свои отношения с матерью, безумно его любившей, и этой любовью предопределившей его судьбу.
Мать Ромена (роль исполняет Александра Урсуляк) никогда не была романтической актрисой, но вела себя в жизни именно так: эксцентрично и страстно. Ее планы на сына (Андрей Заводюк) были определены, хотя постоянно и почти всегда кардинально менялись: то он должен непременно стать великим актером, то звездой оперной сцены, то знаменитым художником или дипломатом, и даже кавалером ордена Почетного легиона.
С детства мама рассказывала сыну красивые истории, они вдвоем много мечтали, и Ромен просто обязан был им соответствовать, когда вырастет. Нежинский, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Ван Гог – неважно, какую роль примерит на себя Ромен, лишь бы стал победителем.
С одной стороны, мать отличается несокрушимой верой в ребенка, в его исключительность и гениальность, с другой – ее эгоистичность и требовательность «загоняют» взрослеющего человека. В реальности сам писатель, Ромен Гари, заканчивает жизнь самоубийством, в спектакле этот факт оставляют за скобками.
«Вместе с материнской любовью у меня есть обещания, которые не выполняются никогда. Было бы неплохо, чтобы мама любила кого-нибудь еще», — произносит герой Андрея Заводюка.
Спектакль скроен так, что повествование ведется от имени главного персонажа-рассказчика. Постановка выглядит абсолютно кинематографичной. От кадра к кадру, от картинки к картинке мы понимаем, как движется жизнь персонажей, – перед зрителем проносятся города, страны, годы, диалоги и монологи, в которых чувствуется крах надежд и горечь от невыполненных детских обещаний. В итоге мы видим абсолютно несчастного человека: да, воевавшего, да, верного маме и Родине, но – разбитого, так и не научившегося больше никого любить.
По словам Александры Урсуляк, ее персонаж – фигура весьма неравнозначная:
«Мать любила своего сына «удушающей» любовью. Такая ответственность, навешанная на ребенка, непонимание несоответствия себя и этого мира – это для человека тяжелый крест и груз, – считает она. –Эта любовь и эта жесткость закалила и выпестовала сына, но счастливым сделать не смогла».
Урсуляк демонстрирует невероятное актерское умение моментально переключаться и все время оставаться легкой, ироничной, энергичной, разной. Режиссер постановки устроил так, что молодая актриса играет мать взрослого, уже 50-летнего, сына. Насколько в этой расстановке уютно существовать на сцене? На этот вопрос Александра отвечает следующее:
«В этой разнице – решение, ход спектакля. Герой на протяжении всего действия общается со зрителем, рассказывает ему личную историю, и все, что вы видите, – это его воспоминание о матери. Часто мы вспоминаем родителей молодыми, из ярких детских впечатлений порой остается то, в каком платье была мама, какие туфли были на ней надеты, ведь так?»
Постановка «Обещание на рассвете», созданная по величайшему роману ХХ века, значится в репертуаре театра имени А.С. Пушкина восьмой сезон. Исполнитель роли Ромена, актер и преподаватель ГИТИСа Андрей Заводюк, признается, что с годами спектакль становится осмысленнее, тоньше, глубже.
«За восемь лет и я стал старше и мудрее, – говорит он. – Что-то в моем герое сгладилось, что-то стало более живым или даже острым. Но играть спектакль не надоедает, к тому же это одна из моих любимых, этапных ролей».
По мнению актера, жизнь матери и сына в принципе сложилась, Ромен действительно стал очень успешным человеком, и поэтому мы вряд ли мы можем судить о том, насколько отношения в этой семье были токсичными: «Если рассуждать о теме отцов и детей, тут есть главный принцип: в первую очередь надо просто любить своего ребенка – и все».
Ранее мы рассказали о том, что Андрей Заводюк дал мастер-класс норильским студентам из колледжа искусств, встречу с ребятами также провел Владимир Панков – режиссер первого спектакля из программы «Золотой маски» «Старый дом», показы которого состоялись 17 и 18 сентября.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.