#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Норильске показали лирический и тонкий спектакль Центра драматургии и режиссуры «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева. Режиссер Владимир Панков, артисты Елена Шанина и Павел Акимкин рассказали о своем участии в постановке. Партнер региональной программы фестиваля — компания «Норникель».
Обладатель множества премий и номинаций «Золотой маски» «Старый дом» – это трепетная, немного сказочная мелодрама, отсылающая нас к 60-м годам прошлого века, советской молодости наших родителей, в ней есть мечты о несбыточном, стремление к счастью и вечное непопадание в него.
Двое молодых людей живут в коммунальной квартире старого особняка, где когда-то гостил сам Лев Толстой. Они признаются друг другу в любви на скрипучем чердаке. Но романтизм в чистом виде быстро растворяется. Стоит юноше оступиться, как на него и других героев пьесы обрушивается настоящая травля – с «товарищеским» судом и прочими советскими атрибутами. Между тем режиссер отдает предпочтение теме ностальгии, старого и, несмотря ни на что, доброго времени, ушедших отношений, которые врастают в нас навсегда.
В спектакле прямо на сцене работают музыканты, ладно встраиваясь в драматический и любовный ход. Музыка в саунд-драме вообще играет если не главную роль, то одну из основных, точно. Вживую звучат мелодии Булата Окуджавы, Жоржа Гарваренца, Сергея Родюкова и Студии SounDrama. Лейтмотивом все время идет прекрасное: «Надежды маленький оркестр под управлением любви» и «Вечная любовь».
В интервью Владимир Панков говорит, что музыка в его «Старом доме» невероятным образом взаимодействует с подачей материала артистами старой закалки:
«Еще находясь внутри процесса, мы начинаем сочинять партитуры. Ничего заранее заготовленного нет, звук рождается на репетициях. Нам было интересно как, например, песни и стихи Окуджавы совмещаются с нашими импровизациями».
По мнению мастера, в его любимом жанре саунд-драмы исключительно важно, как режиссер существует на одной волне с композитором: встречи на эту тему проходят в рамках «Акустических читок» при московском Театре на Поварской, который сейчас восстанавливают Панков и его единомышленники.
На вопрос о спектакле, где так деликатно исследуется или даже препарируется опыт прошлых ошибок, совершенных одним из главных героев, Панков отвечает:
«Скажу банально: без прошлого нет будущего. Ошибка может перевернуть всю твою жизнь и не дать состояться будущему».
Для режиссера это спектакль знаковый, по его мнению, сегодня мы «законсервировались к каких-то концепциях и концептуальностях», людям не хватает чистых, светлых линий:
«Цветы на клумбе должны быть разные, безусловно. Но вот Алексей Николаевич Казанцев, автор пьесы, которому я посвятил постановку, напоминает нам, что есть чувство, трепет и что можно любить, даже не касаясь… Все возвращается на круги своя, и, поверьте, через какое-то время мы все вернемся к мелодраме. Вот не свалиться в этом жанре в «сахар» – это самое сложное».
Панков с любовью называет свою команду то компашкой, то палитрой, то акварелью. Говорит, что без команды он – никто.
«Я сделал нужную ставку: здесь каждый человек, как бусинка к бусинке, подбирается временем. Я не знаю, сколько нам отпущено и может ли все разлететься. Но мой принцип: пока есть, береги это».
Исполнитель одной из главных ролей (Олега) Павел Акимкин дважды приезжал на гастроли в Норильск, в том числе с Театром наций.
«Это 65-й спектакль «Старого дома». Здесь столько параллелей, взаимосвязей, нюансов, что если не отрабатывать игру как повинность, а оставаться вовлеченным в процесс, имея в виду прекрасный текст пьесы и нашу команду во главе с режиссером, то каждый раз ты открываешь для себя что-то новое», – рассказал артист «Северному городу».
В «Старом доме» много людей на сцене, объектов внимания, много текста. Панков обожает переклички: он может взять текст двух персонажей и превратить это в историю трех пар, причем разных по возрасту.
«С Володей так: у него есть сверхидея и сверхзадача, но сцены всегда получаются разные, каждый раз всегда все по-живому, – продолжает артист. – Ансамблевость на первом месте, безусловно. Рисунок внутри постановки может меняться, мы все в свободном плавании, это особенность саунд-драмы и этого спектакля в частности. А главное наставление режиссера перед любым спектаклем: «Слу-шай-те».
Мать главного героя Олега в «Старом доме» играет народная артистка РФ Елена Шанина. По мнению актрисы, в спектакле развивается трагедия времени, когда нужно быть одним, а внутри ты – другой.
«Моя героиня гораздо тоньше, интеллигентнее, ранимее, чем ей приходится быть, существуя в рамках стереотипов и понятий о том, что хорошо и что плохо и «что скажут другие». Она достаточно беззащитна при всей внешней форме абьюзера», – поделилась Елена Шанина.
Шанина рассказала, что сейчас занята в спектакле «Кабаре» режиссера Евгения Писарева, что служит в Театре наций и Центре драматургии и режиссуры, а в «Ленкоме», где в сезоне-2022/23 заявлено семь спектаклей Марка Захарова и несколько премьер, она по-прежнему является членом художественного совета.
Музыкальный театр для актрисы, по ее выражению, – это родное, а язык саунд-драмы Владимира Панкова вполне естественен:
«Я окончила ЛГИТМИК, курс Игоря Владимирова, так что в музыкальном театре воспитывалась, росла и существовала».
Ранее мы рассказали, как в Норильске открывали «Золотую маску» и что посоветовал Владимир Панков юным актерам и режиссерам Норильского колледжа искусств. Партнер региональной программы фестиваля — компания «Норникель».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.