Татьяна Эфрусси прилетела в Норильск из Парижа, чтобы создать проект «Норильская Севастопольская. Археология исчезнувшей улицы». Для своего исследования выпускница факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова и Школы фотографии и мультимедиа им. А.М. Родченко погрузится в городские и музейные архивы. За Полярным кругом эксперт проведет три недели.
«PolArt-резиденция» – грантовая программа Музея Норильска, организованная в 2016 году при поддержке муниципалитета и компании «Норникель». Раз в год среди художников проводится отбор, прошедшие его приезжают в наш город и творят. Проводят различные исследования, воплощают свои творческие идеи в жизнь. О Полярной арт-резиденции Татьяна Эфрусси узнала от своих друзей, которые уже побывали здесь. Как только объявили набор, подала заявку. К теме своей работы пришла во время изучения материалов про Норильск.
«Рассматривала в интернете различные фотографии Норильска. Сразу увидела, что это город с мощным архитектурным сталинским ансамблем в центре. Прочитала, что здесь работали архитекторы Геворг Кочар и Микаэл Мазманян. С их работами я знакома, так как писала диссертацию про историю архитектуры в 30-е годы. А вот то, что они работали в Норильске, я не знала», – говорит Татьяна Эфрусси.
Одним из главных проектов армянских архитекторов была улица Севастопольская, которую начали строить в 1942 году. В воспоминаниях норильчан, которые застали Севастопольскую в первоначальном виде, она оставила неизгладимый след.
«Это была единственная улица, на которую летом прилетали стрижи, – вспоминает норильчанка Марина Голомедова. – Я была маленькая, помню, мы собирали выпавших на тротуар птенцов, потом хоронили. Это была трагедия для нас, но теперь это одно из самых ярких впечатлений моего детства».
Еще Марина Голомедова с улыбкой вспоминает, многие норильчане в то время использовали лоджии совсем по-другому назначению.
«Люди старательно закладывали лоджии кирпичами, делали там какую-то комнату. Таким образом у половины моих друзей, которые жили в этих домах, были свои комнаты. Ведь изначально все квартиры были коммунальные, мало кто жил отдельно», – рассказывает норильчанка.
После изучения информации из интернета Татьяне захотелось лично увидеть дома Кочара и Мазманяна, но оказалось, что смотреть не на что. Последние здания периода той застройки из-за ветхости снесли в 1989 году. Теперь, понять, какая же она была, та самая Севастопольская, можно лишь по нескольким фотографиям и архивным документам. Их и будет изучать приглашенная художница.
«Думается, архитектура – это что-то мощное, монументальное, на века. А оказывается, что она хрупкая, – добавила Татьяна Эфрусси. – Еще меня заинтересовало, что история Норильска очень тесно связана с ГУЛАГом. И многие люди думают, что здания, построенные заключенными, нужно снести и забыть, как будто этого не было. Но местные жители думают совсем по-другому, и те события считают неотъемлемой частью своей истории».
По словам художницы, по приезде в Норильск она расстроилась. Собираясь в путь, своим друзьям она говорила, что здесь очень холодно, минус 50, и кругом непроглядная темнота. Татьяна даже боялась, что вовсе ничего не увидит, гуляя по Норильску. Однако наш город встретил ее вполне теплой погодой, и полярная ночь оказалась не так страшна, как представлялось.
На первой встрече с норильчанами приглашенный эксперт рассказала о себе и представила несколько своих проектов. Должны же горожане понимать, с кем имеют дело и чего, возможно, ждать от этого творческого человека. Впереди у Татьяны более двух недель усиленной работы. Музей Норильска, архивные данные, прогулки по городу, беседы с норильчанами. Что именно получится в конце, художница не знает и сама. По ее словам, обычно все начинается с истории (ее она для себя выбрала), а конечная форма приходит уже потом.