Русское географическое общество завершило основной этап экспедиции «Трансполярная магистраль». Ее основная цель – установка на маршруте возможной железной дороги специальных глубинных датчиков, отслеживающих в реальном времени состояние вечномерзлых грунтов. Параллельно с этим велись работы по топографии местности, геологии и археологии. Егор Тулновский связался с участниками экспедиции и узнал последние новости.
В прошлом месяце именно Норильск стал отправной точкой глобальной экспедиции РГО по изучению возможного маршрута будущей Трансполярной магистрали, которая должна будет соединить Норильск и Дудинку с остальной частью России железнодорожными путями. Именно у нас был установлен первый датчик, который в течение нескольких следующих лет будет собирать данные о состоянии вечномёрзлых грунтов на нашем участке. Всего таких датчиков ученые установили 16, практически по всему северу Красноярского края.
Сергей Суш, руководитель основного этапа экспедиции РГО «Трансполярная магистраль»:
«Точки у нас располагались в Ермаково, Курейка, река Турухан, затем вертолётом мы долетели до Уренгоя. Одна группа ушла домой, а мы прилетели в Уренгой и работали в Уренгое, как в самом Уренгое, так и в месторождении Южно-Русское, Русское, Новозаполярный город, районы, прилегающие к этим месторождениям».
Напомним, что на данный момент рассматриваются 3 возможных варианта. Первый путь предложили в РГО, и, по мнению специалистов, он экономически выгоднее и затрагивает больше территорий, на которых крупные компании уже ведут добычу нефти и газа. Ведёт он сначала в Дудинку, потом в Норильск. Второй вариант, предложенный в РЖД, проходит только через Новозаполярный, Русское месторождение и Курейку. До Норильска этот вариант не дойдет. А вот третий проходит по пути знаменитой 503-й стройки – сталинской железной дороги, которая возводилась силами заключённых с 1947 по 1953 годы и была заброшена после смерти вождя. Именно работа в этих местах больше всего впечатлила исследовательскую группу, в особенности участки бывших депо вблизи посёлка Ермаково.
Сергей Суш, руководитель основного этапа экспедиции РГО «Трансполярная магистраль»:
«К большому сожалению, заброшенный район, который, на мой взгляд, имеет большое историческое, культурное значение для нашего народа. Всё там бесхозно, брошено, вывозится на металлолом, или раньше вывозилось. Из трёх паровозов варварски было вывезено два паровоза. Их утащили волоком, поскольку фрагменты и детали паровозов валялись, где его тащили. Потом пытались вытащить третий паровоз, бросили его на дороге, тоже он в плачевном состоянии».
Пройдёт ли новая железная дорога по пути 503-й стройки, или эксперты выберут другой из 3-х вариантов, сейчас сказать сложно. Многое будет зависеть и от экономического обоснования маршрута, и от данных, которые будут собраны с помощью установленных экспедицией датчиков. Чтобы составить хотя бы приблизительную картину состояния грунтов на участках, понадобится минимум год. Для полного понимания ситуации потребуется несколько лет, и возможно только после этого будет выбран оптимальный вариант для строительства Трансполярной магистрали. Если, конечно, для столь глобального проекта у государства найдутся средства.