Тема этого сезона — маленькие рассказы о большой войне, официально она звучит как «Великая победа: наследие и наследники». Первые два дня работы чтений прошли на двух площадках. Продлятся они до 15 декабря.
Рождественские общеобразовательные чтения организованы в городе под председательством управляющего Норильской епархией епископа Агафангела. Они объединяют представителей светской и духовной жизни. Найти точки пересечения в вопросах отношения к главным ценностям общества – цель таких мероприятий.
В этом году пленарное заседание открылось в зале Архиерейского подворья норильского храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской и продолжилось в зале Публичной библиотеки. Секцию «Религиозное образование и катехизация» посетили около 20 преподавателей школ и вузов Норильска. После каждого доклада проходили интересные обсуждения. Доклады в основном касались воспитания духовно-нравственного начала в детях. Участники семинаров говорили о формах и методах подачи исторической темы ребятам разного возраста – от 3–4-летнего до старшего подросткового. Взрослые обсуждали, как донести до ребенка неискаженную правду о войне, информацию о том, за что воевали наши предки, какой ценой досталась им победа, что стоит бережно сохранять в памяти нации, а что сегодня можно считать «исторической шелухой».
Воспитатели детского сада № 95 поделились своим видением того, какие книги о войне лучше всего воспринимают малыши, рассказы каких авторов преподносить дошколятам, чтобы с малых лет они понимали – «никто не забыт, и ничто не забыто». В этом году в саду устроили необычные литературные читки вместе с родителями – дети особенно впечатлились, как мамы и папы вслух читали рассказ «Галина мама» Сусанны Георгиевской. А на обсуждении подвига Александра Мамкина, спасшего на борту горящего самолета десятерых малышей, одна пятилетняя девочка спросила: «Мама, правда же, что погибший на войне летчик попал в рай?»
Как разбудить чувствительность и сопереживание в подростках, рассказала учитель истории из гимназии № 1 Наталья Кушнир. В своем докладе она привела собственные исследовательские данные, доказывающие, насколько недостаточен у школьников уровень знаний о Великой Отечественной войне, ее главных вехах и сражениях, именах и наградах.
«Иногда дети элементарно не знают дат начала и окончания войны 1941–1945 годов, и лишь 5 процентов верно дают ответы на вопросы специальной «военной» анкеты. При этом есть редкие умницы, которые безошибочно перечисляют все виды военной техники тех лет и запросто «заткнут за пояс» любого педагога», – поделилась Наталья Александровна.
Учитель начальных классов из 4-й норильской гимназии Лариса Нарушевич поделилась опытом, как вместе со своими третьеклашками они писали письма потенциальным прадедам, складывая их в «те самые военные треугольники», и какой резонанс вызвала эта акция во всем учебном заведении. Заготовки для таких писем педагог изготавливала сама, взяв за основу реальные письма с фронта, сохранившиеся в норильских семьях, она искусственно состаривала и желтила бумагу, проставляла компьютерные штемпеля, подобные полевой почте тех лет, и т.д. Педагог рассказала, как живо, искренне и пронзительно звучали эти письма в прошлое от современных детей – «значит, не одними гаджетами заняты их голова и душа». Владыке Агафангелу пришлась по душе эта задумка, и он предложил провести такой исторический флешмоб во всех школах Большого Норильска.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», – резюмировал словами из священного писания итоги второго дня работы Рождественских чтений иерей Сергей Иванов.
По мнению организатора Рождественских чтений, директора Духовно–просветительского центра Норильской епархии во имя Святителя Луки (Войно–Ясенецкого) Татьяны Пучканевой, тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа.
«При этом Великая Отечественная для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. И начинать делать это нужно как можно раньше», – считает Татьяна Пучканева.
В целом VI региональные Рождественские образовательные чтения Норильской епархии предусматривают работу секций по направлениям: «Церковь и образование», «Церковь и культура», «Церковь и общество», «Церковь и история». События продлятся в Норильской епархии до 15 декабря 2019 года. 13 ноября с докладами выступят ученики 4-11 классов местных школ. К региональным Рождественским образовательным чтениям приурочены также выставка книг «С дорог войны на путь священства» и выставка рисунков регионального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
Кроме священников, учителей и воспитателей в работе различных секций участвуют преподаватели воскресных школ, студенты, медики, деятели культуры, научные работники, и даже представители власти, курирующие социальную, просветительскую, культурную и образовательную деятельность в Норильске.