Поясняя тему предстоящего заседания, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Алексей Кулеш сказал:
«Реформа достаточно сложно реализуется на территории Красноярского края, поэтому Законодательное собрание продолжает и будет продолжать обращаться к этой теме. Мы видим, что есть вопросы к исполнительной власти, есть некоторое отсутствие обратной связи между населением и региональными операторами. Да, есть и подвижки. По крайней мере, в крупных городах реализация мусорной реформы состоялась, но остались вопросы об удалении несанкционированных свалок, о реализации реформы в сельских и отдаленных территориях. И есть очень важный вопрос о нереализованности этой системы на севере Красноярского края».
Обсуждая проблему, депутаты отметили, что ситуацию с мусорной реформой, там, где она провалилась, нужно исправлять. И начинать нужно с банального – недостатка погружных контейнеров закрытого типа.
«Если мы говорим о реформе и улучшении ситуации, то в первую очередь надо начинать с дворов, приобретать качественные контейнеры, чтобы было удобно для жителей», – сказал депутат от Норильска Павел Семизоров.
Он же предложил региональным операторам в летний период чаще проводить вывоз мусора, иначе это приведет к распространению инфекций. В целом же о ситуации в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории края депутатам доложил министр экологии и рационального природопользования Павел Корчашкин. Он же обозначил ряд вопросов, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие.
Так, уже до конца этого года предстоит утвердить актуализацию старой территориальной схемы по обращению с ТКО, которая включит в себя не только действующие объекты, но и те, которые появятся до 2030 года. Так, сейчас в крае 31 полигон, а должны построить еще 19, к четырем сортировочным линиям прибавится еще двенадцать, а к 34 площадкам временного накопления отходов – еще 56.
Также предстоит изменить нормативы накопления отходов, установленные в крае. Ведомство признало, что они являются одними из самых низких в стране. Сейчас проводятся замеры в 17 населенных пунктах края с максимальной и минимальной численностью жителей, чтобы определить, сколько мусора «вырабатывает» магазин, школа или, например, банк. Эти замеры позволят сформировать новые нормативы к началу 2020 года.
Краю не хватает площадок для сбора мусора и контейнеров. Первых надо оборудовать порядка 12 тысяч, а контейнеров требуется более 40 тысяч. На этот год муниципалитетам под приобретение и оборудование выделяется 110 млн рублей, но этих денег явно недостаточно – всего требуется около 850 миллионов.
По словам министра экологии, остается острой тема борьбы и с несанкционированными свалками. Ликвидировать их должны собственники отходов, а на деле эти расходы также ложатся на плечи муниципалитетов.
Обозначил министр и низкую собираемость с населения и юридических лиц платы за ТКО. На сегодня задолженность перед региональными операторами составляет порядка 150 млн рублей. Об этом же заявили и регоператоры, которые предложили повысить норматив накопления отходов и субсидировать выпадающие доходы из бюджета. Впрочем, в ходе обсуждения выяснилось, что, по данным министерства тарифной политики, за первый квартал этого года в шести из пятнадцати территориальных зон региональные операторы получили прибыль.
Депутат Александр Глисков предложил ведомству сравнить расходы и доходы компаний, чтобы понять, действительно ли они несут убытки. Представитель министерства обещал провести такой анализ и представить его результаты в конце сентября.