О методах лечения коренных народов, населяющих Таймыр, рассказывают старые рукописи, хранящиеся в коллекции Музея Норильска.
Автор воспоминаний – Виктор Корешков, молодой человек 23 лет, уговоривший в 1923 году Николая Урванцева, руководителя очередной геолого-разведочной экспедиции в район Норильска, взять его с собой простым рабочим. Отправляясь в дорогу, Виктор с удивлением выяснил, что невозможно найти издание о коренных народах Таймыра. Поэтому поставил целью записывать все, что увидит на полуострове, в начале прошлого века имевшего статус Terra Incognita. Отдельные очерки посвящены болезням и их лечению.
ВЕСНОЙ СЕВЕРЯНЕ БОЛЕЛИ КОНЪЮНКТИВИТОМ
«Это специфическое заболевание возникало в основном при путешествиях по ярко освещенным снежным равнинам весной, – свидетельствует Виктор Корешков. – Дело в том, что глаза человека, привыкшего к темноте и сумеркам в течение долгой полярной ночи, болезненно переносят яркий свет при появлении солнца. Хотя оно и не поднимается высоко, но светит нестерпимо ярко, а ведь кругом нет ни одной темной точки, на которой мог бы отдохнуть глаз, и в результате возникает воспаление слизистой оболочки».
Чтобы защитить глаза, участники экспедиции Урванцева надевали солнцезащитные очки. Нечто похожее имелось у долган и нганасан – самодельные «очки-консервы» из тонкой деревянной пластинки с узкой прорезью напротив зрачка.
«Иногда эти «консервы» делались из бересты. Пластинки зашивали в хорошо выделанную кожу молодого оленя (замшу), и этой повязкой завязывали глаза», – рассказывает автор рукописей.
ЦИНГА ИЛИ ДЕПРЕССИЯ?
Отправляясь в экспедицию на Таймыр, ее участники больше всего опасались заболеть цингой. Виктор Корешков рассказывает об оригинальном способе лечения цинги жителями Дудинки. И даже не столько цинги, сколько сопровождающей ее тяжелой депрессии (кстати, бича XXI века). Болезнь начиналась с апатии, у человека пропадал аппетит, он погружался почти в беспрерывный сон.
«При первом же проявлении сонливости родные и знакомые зацинговавшего стараются всеми силами не давать ему спать и заставляют как можно чаще выходить на свежий воздух. Несмотря на сопротивление, его одевают, вытаскивают из дома и привязывают на большие сани, которые после этого спускают под горку на лед застывшего Енисея. Скатившись, больной развязывает себя, а так как он все же боится заснуть и замерзнуть, то с руганью поднимается в гору», – таким был рецепт лечения, повторяющегося несколько раз.
Сами же участники экспедиции, прибыв на Север, провели тщательную аналитику и сделали вывод, что коренные жители не болеют цингой не только потому, что проводят много времени на свежем воздухе, в движении, но еще и потому, что питаются в основном сырой олениной и рыбой. Нынешним диетологам покажется это неправильным, но аборигены Таймыра никогда не употребляли в пищу овощи и с презрением называли их «ушканья еда».
САМОИЗОЛЯЦИЯ НА СЕВЕРЕ
Что касается вирусов. Медицина как таковая на Таймыре отсутствовала, прививки никому не делали. Со слов аборигенов Виктор Корешков описывает посетившие полуостров эпидемии:
«На Таймыре было два таких случая. Один из них – корь. До двадцатых годов XX века Таймыр не знал этой болезни, а когда она была завезена, то долганы, и взрослые, и дети, болели ей очень тяжело. Было много случаев со смертельным исходом.
Еще раньше на Таймыр была завезена оспа, которая уносила жизни очень многих людей и прекратилась только тогда, когда долганы поняли, насколько она заразна и опасна».
Если в чуме появлялся больной, то его объезжали далеко стороной. Таким образом весь чум отправляли на «самоизоляцию». Конечно, чаще всего в те времена, оказавшись без необходимой помощи, семья вымирала полностью. Но распространения вируса благодаря карантину удавалось избежать.
Напрашивается параллель с нынешней эпидемией коронавируса. Многочисленные вирусологи рассказывают, как в любой стране поступают врачи в случае массового заражения. Больных делят на легких, средней тяжести и тяжелых. Первые выздоравливают сами, вторых и третьих лечат интенсивно. Но в любом случае залогом успеха остаются карантинные мероприятия. Главное – оставаться дома.