#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 90-летний Юрий Чашков, стаж работы которого в морской отрасли превысил полвека, предлагает построить ледокол, способный более эффективно решать поставленные задачи. По его мнению, такое судно легче, требует меньшей мощности и дешевле нынешних. Кроме того, это позволит обеспечить круглогодичную навигацию на северных реках. Об этом он рассказал в интервью «Российской газете».
Изобретатель отметил, что конструкция российских ледоколов не меняется со времен адмирала Макарова. Нос судна напоминает форму ложки. Он наползает на льдину, под его весом она изгибается и ломается.
«К чему это приводит? Посмотрим на примере ледокола «Лидер», который должен стать флагманом нашего ледокольного флота. Его масса – 70 тысяч тонн, ширина – 47 метров, длина – 209 метров. Чтобы затолкать такую махину на льдину, понадобилось 120 мегаватт мощности, два атомных реактора и четыре винта по семь метров в диаметре», – приводит цифры Юрий Чашков.
Ледокол, по его словам, оставляет позади себя в канале льдины площадью 150–200 квадратных метров, масса которых при толщине три-четыре метра составит около 300–400 тонн. Через месиво таких гигантов транспортные суда не пройдут. Поэтому время ледовой навигации ограниченно: северные реки «работают» сегодня всего три-четыре месяца. Кроме того, при стоимости фрахта дизельного ледокола 30 тысяч долларов в сутки, не считая топлива, стоимость перевозимого транспортом груза влетит в копеечку. А у атомного ледокола при фрахте в 100 тысяч долларов получается вообще золотой. Как быть?
Юрий Чашков рассказал, что ученые в свое время предлагали сделать нос судна в форме квадрата, по краям которого установлены ледорезы. Лед в этом случае разрушался намного легче, ледоколу хватало существенно меньшей мощности, а значит, он получался дешевле. Но у такой конструкции выявились другие недостатки: из-за квадратной формы носа ледокол потерял маневренность. Кроме того, отрезанная масса льда уходила вниз, прилипала к днищу и тормозила движение судна. Поэтому эта технология не получила развития.
Изобретатель предлагает другое решение проблемы.
«Нужно сделать нос, во-первых, острым, шириной всего около одного метра. Когда он врезается в льдину, то создает магистральную трещину, и прочность льда уменьшается сразу на 40 процентов. Кроме того, нос будет не только острым, но и ступенчатым. По бортам мы устанавливаем по нескольку ступеней шириной по четыре-пять метров, каждая будет установлена под углом 30 градусов к поверхности льда и направлена в сторону кормы. Как работает такая конструкция? После появления трещины вдоль ее края наезжает первая ступень и срезает кусок четыре-пять метров, следующие срезают на такую же ширину. То есть мы не отламываем огромную льдину, как это делают традиционные ледоколы, а «отгрызаем» лед по кусочкам. Значит, не нужны колоссальная мощность двигателей и огромные винты», – объясняет принцип действия Чашков.
Обломков льда за ледоколом в этом случае практически не будет: система ступеней работает так, что отколотые куски льда опускаются вниз и потоком воды от ступеней загоняются под лед и прилипают к нему снизу. Канал остается чистым. Суда таким образом смогут проходить не по одному, на «усах», за огромные деньги, а целыми караванами. Навигация будет круглогодичной.
«Такие ледоколы намного легче, требуют меньшей мощности, дешевле и нынешних, и тех, которые намечают построить, вложив в них многие миллиарды», – высказывает свое мнение изобретатель.
Разработкой изобретателя заинтересовались в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете и Крыловском научном центре. Презентация ледокола состоялась в НИИ Арктики и Антарктики. Проект поддержали много единомышленников, был создан цифровой двойник ледокола. На его основе в Крыловском научном центре изготовлена модель, а затем в ледовом бассейне проведены испытания. Требовавшиеся на эти цели пять миллионов рублей предоставил сам Юрий Чашков, ради этого продавший квартиру в Таганроге.
По результатам испытаний межведомственной рабочей группой, которая входит в научно-координационный совет Минпромторга, подписан протокол. Учитывая актуальность проблемы, рекомендовано подготовить материалы для включения ОКР по этому ледоколу в Национальные проекты РФ. А также провести второй этап испытаний, что традиционно для подобной техники. По оценкам специалистов Крыловского центра, для этого требуется около 30 миллионов рублей. Однако пока все попытки найти заинтересованных инвесторов закончились неудачей.
Ранее «Северный город» рассказал, что ХI Региональная открытая конференция исследователей территории пройдет в городской публичной библиотеке 30 января.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.